г. Казань |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А55-15412/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 (судья Шехмаметьева Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Романенко С.Ш., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-15412/2016
по исковому заявлению муниципального образование городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) к субъекту Российской Федерации Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628) о взыскании убытков в размере 13 256 312,00 руб., с участием третьих лиц: Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 13 256 312,00 руб.
Арбитражный суд города Москвы определением от 05.05.2016 направил дело N А40-34163/2014-42-287 на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Самарской области.
Арбитражный суд Самарской области определением от 01.07.2016 принял к своему производству и присвоил делу N А55-15412/2016.
Суд к участию в деле в качестве третьих лиц привлек Правительство Самарской области, Министерство строительства Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившими в законную силу судебными актами Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на мэрию возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда применительно к статьям 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, в связи с наличием тяжелых хронических заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Решением от 15.10.2009 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Сагалову О.В. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 21.08.2012 N 9027-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Сагалову О.В. на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 27.08.2012 N 44А-2012-трехкомнатная квартира, общей площадью 63,6 кв. м, по адресу: г. Тольятти, б\р Космонавтов, д. 14, кв. 197. По договору от 09.10.2012 N 9517 указанная квартира передана ему в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/5 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 275 761,00 руб.
Решением от 02.06.2011 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Крутько А.Г. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 09.07.2012 N 8063-р/ "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Крутько А.Г. на состав семьи 2 человека была предоставлена по договору социального найма от 17.07.2012 N 37А-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 34,0 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, корпус 1, кв. 142.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/2 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 127 549,00 руб.
Решением от 03.06.2011 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Катасоновой А.А. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.07.2012 N 8202-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Катасоновой А.А., на состав семьи 1 человек была предоставлена по договору социального найма от 17.07.2012 N 38А-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 33,6 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, корпус 1, кв. 136.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/3 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 114 284,00 руб.
Решением от 01.10.2010 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Епифановой Л.А. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя, мэра городского округа Тольятти от 30.11.2012 N 11399-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися жилых помещениях", Епифановой Л.А., на состав семьи 2 человека был предоставлена по договору социального найма от 04.12.2012 N 60А-2012 одна комната в 2 комнатной квартире, общей площадью 17,5 кв.м по адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, корпус 1, квартира N 1135. По договору от 25.09.2013 N 12757 указанная квартира передана ей в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/15 рыночная стоимость данной квартиры составляет 580 356,00 руб.
Решением от 25.04.2012 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Воронкиной В.В. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.11.2012 N 11398-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися жилых помещениях", Воронкиной В.В. на состав семьи 3 человека была предоставлена по договору социального найма от 11.12.2012 N 63А-2012 трехкомнатная квартира, общей площадью 56,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Ушакова, д. 56, кв. 23.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/16 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 487 299,00 руб.
Решением от 08.12.2011 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Миронову А.А. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.11.2012 N 11364-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Миронову А.А., на состав семьи 1 человек была предоставлена квартира по договору о безвозмездной передаче в собственность от 04.03.2013 N 11172.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/12 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 044 603,00 руб.
Решением от 19.12.2011 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Шилкиной Н.А. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 29.11. 2012 N 11361-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Шилкиной Н.А., на состав семьи 2 человека была предоставлена по договору социального найма от 30.11.2012 N 22ц-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 44,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 4, кв. 480. По договору от 17.12.2012 N 10019 указанная квартира передана ей в собственность.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/10 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 359 341,00 руб.
Решением от 16.12.2011 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Корнилюк С.И. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, с учетом имеющегося жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 N 11658-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях", Корнилюк С.И., на состав семьи 4 человека была предоставлена по договору социального найма от 13.12.2012 N 69А-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 34,1 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3, корпус 1, кв. 143.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/23 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 053 875,00 руб.
Решением от 12.05.2010 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязал мэрию предоставить Николенко И.В. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти состав семьи два человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместите мэра городского округа Тольятти от 25.10.2011 N 11148-р/4 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися жилых помещениях", Николенко И.В., на состав семьи 2 человека была предоставлена по договору социального найма от 10.03.2011 N 69К-2012 двухкомнатная квартира, общей площадью 53,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Чайкиной, д. 85, кв. 36.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 03.09.2013 N 68/210813-2 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 346 000,00 руб.
Решением от 20.01.2012 Центральный районный суд города Тольятти Самарской области обязали мэрию предоставить Губайдуллиной М.Н. вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 12.12.2012 N 11652-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися жилых помещениях", Губайдуллиной М.Н., на состав семьи 3 человека была предоставлена по договору социального найма от 13.12.2012 N 67А-2012 трехкомнатная квартира, общей площадью 56,0 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 26, кв. 220.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.11.2013 N 191/22 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 867 244,00 руб.
Таким образом, общая стоимость предоставленного жилья составила 13 256 312,00 руб.
Мэрия, полагая, что, исполнив вышеуказанные решения суда, понесла убытки, обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Из материалов дела видно, что, изначально, мэрия обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованиями о взыскании убытков к Министерству финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2014 по делу N А40-34163/2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2015 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции, руководствовался частью 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД, частью 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД.
Кроме того, кассационная инстанция указала, что из обжалуемых судебных актов не усматривается законность действия (бездействия) ответчика (Министерства финансов Российской Федерации) применительно к положениям статьи 1069 ГК РФ, на основании каких норм права суд пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской федерации, Законом о социальной защите, Законом Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", Законом Самарской области от 24.10.2006 N115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счет средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счет обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности (статьи 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суды признали надлежащим ответчиком по настоящему делу субъект Российской Федерации - Самарскую область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Ссылаясь на то, что мэрия выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в материалах дела не имеется, суды руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьями 158, 184 БК РФ, признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 286 АПК РФ, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А55-15412/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суды признали надлежащим ответчиком по настоящему делу субъект Российской Федерации - Самарскую область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Ссылаясь на то, что мэрия выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал, доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в материалах дела не имеется, суды руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, статьями 158, 184 БК РФ, признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2017 г. N Ф06-18317/17 по делу N А55-15412/2016