Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Казань |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А72-894/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Вознесенского Е.В., доверенность от 12.01.2017 N 339/юр,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2016 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А72-894/2016
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" о признании недействительными предписаний Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 25.12.2015 N Л-168, от 22.03.2016 N И-54 и N С-56, от 25.03.2016 N С-68, от 12.04.2016 N И-70 и N И-75, от 14.04.2016 N С-84, от 06.05.2016 N М-520, от 10.05.2016 N М-521, от 18.05.2016 N И-81, от 24.05.2016 N И-92, от 27.05.2016 N С-91 и N Ю-130, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационная компания", открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района", открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Заволжского района", открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Ленинского района", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аметист, общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Засвияжье", общества с ограниченной ответственностью "Альфаком- Север", общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр", общества с ограниченной ответственностью "СМУ", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Альтернатива",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - ОАО "Ульяновскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями о признании недействительными предписаний Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 25.12.2015 N Л-168 (дело N А72-894/2016); от 22.03.2016 N И- 54 и N С-56 (дело N А72-4892/2016); от 25.03.2016 N С-68, от 12.04.2016 N И-70 и N И-75, от 14.04.2016 N С-84 (дело N А72-6489/2016); от 06.05.2016 N М-520, от 10.05.2016 N М-521, от 18.05.2016 N И-81, от 24.05.2016 N И-92, от 27.05.2016 N С-91 и N Ю-130 (дело N А72- 9410/2016).
Арбитражный суд Ульяновской области объединил указанные дела в одно производство с присвоением номера - А72-894/2016.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016, в удовлетворении требований ОАО "Ульяновскэнерго" о признании недействительными предписаний административного органа от 25.12.2015 N Л-168, от 22.03.2016 N И-54 и N С-56, от 25.03.2016 N С-68, от 12.04.2016 N И-70 и N И-75, от 14.04.2016 N С-84, от 06.05.2016 N М-520, от 10.05.2016 N М-521, от 18.05.2016 N И-81, от 24.05.2016 N И-92, от 27.05.2016 N С-91 и N Ю-130 отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "Ульяновскэнерго" в полном объеме, взыскать в пользу общества судебные расходы за уплату государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 рублей.
По мнению подателя жалобы, судами в ходе рассмотрения настоящего дела не применен нормативный акт, подлежащий применению, а именно - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Считает, что судом ошибочно применены положения статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК ).
В связи с отсутствием доказательств получения лицами, участвующим в деле, дополнения к кассационной жалобе, определением от 19.01.2017 Арбитражным судом Поволжского округа рассмотрение кассационной жалобы отложено на 14.02.2017 на 09 час. 15 мин.
Этим же определением судом кассационной инстанции произведено процессуальное правопреемство Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области на правопреемника - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Карла Либкнехта в г. Ульяновске для управления домом была выбрана управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК" с 01.02.2012 по 01.02.2015, с 01.02.2015 - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭК" на основании договора, заключенного в соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в многоквартирных домах N 5 по пр. Высотному, N 44 по ул. Пушкарева, N 71 по ул. Автозаводской, N 41 по Московскому шоссе, N 9 по ул. Рябикова, N 35 по ул. Октябрьская в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирном доме N 12 по ул. Камышинской в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Аметист" (договор управления от 01.05.2015, до 30.04.2015 управление домом осуществлялось непосредственно собственниками помещений); в многоквартирных домах N 79/2 и N 79 корпус 2 по ул. Отрадной в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Альфаком-Засвияжье" (договор от 01.07.2008); в многоквартирном доме N 4 по ул. Советской Армии в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (договор от 01.04.2009); в многоквартирном доме N 6/8 по ул. Федерации в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района" (договор от 01.06.2008); в многоквартирных домах N16 по ул.Минаева, N11 по ул.Средний Венец, N5 по ул.Матросова, N174 по ул.Радищева, N5/34 по ул.Гончарова, N42 по ул.Толбухина в г.Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района"; в многоквартирном доме N 20 по ул. Достоевского в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирных домах N 6 и N 11 по ул. Рабочей, N 13, N 28, N 30 и N 32 по ул.Краснопролетарской, N 9 по ул. Шоферов в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирных домах N 17 и 21 по ул. Рабочей в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"; в многоквартирном доме N 8 по ул. 40-летия Победы в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис"; в многоквартирных домах N 20 по ул. Кролюницкого, N 60 по ул. Островского в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр"; в многоквартирном доме N 4 по ул. Скочилова в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Альфаком-Север"; в многоквартирном доме N36 по ул. Оренбургской в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Альтернатива"; в многоквартирном доме N 1 по проспекту 50 лет ВЛКСМ в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирных домах N 23 и 55 по ул. Октябрьской, N 12 по пр. Полбина, N 1 по пр-ту 50-летия ВЛКСМ, N 44 и 54 по ул. Пушкарева, N 49 по ул. Полбина, N 9 по ул. Рябикова в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирных домах N 7 по пер. Тимирязевскому, N 2 по ул. Северный Венец, N 114/1 и N 29/1 по пр-ту Нариманова, N 5/31 по ул. Гончарова, N 14 по ул. Гафурова, N 15 по ул. Тухачевского в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района"; в многоквартирном доме N6 по ул. Архитектора Шодэ в г. Ульяновске - общество с ограниченной ответственностью "Альфаком- Север"; в многоквартирном доме N 25 корпус 1 по ул. Самарской в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирном доме N 16 по ул. Минаева в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Ленинского района"; в многоквартирном доме N 77 по Московскому шоссе в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района"; в многоквартирном доме N 56 по ул. Врача Михайлова в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Заволжского района"; в многоквартирных домах N 6 и N 11 по ул. Рабочей, N 28, N 30 и N 32 по ул. Краснопролетарской, N 9 по ул. Шоферов в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Заволжского района"; в многоквартирных домах N 62 и N 65 по пр-ту Гая, N 13 по ул.12 сентября в г. Ульяновске - открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Железнодорожного района".
На основании распоряжений от 21.12.2015 N 003136/Л-168, от 15.03.2016 N 000674/И-54, от 02.03.2016 N 000602/С-56, от 21.03.2016 N 000742/С-68, от 06.04.2016 N 000881/И-70, от 06.04.2016 N 000882/И-75, от 11.04.2016 N 000901/С-84, от 20.04.2016 N 000979/И-81, от 11.05.2016 N 001135/С-91, от 12.05.2016 N 001143/И-92, от 25.04.2016 N 001027/М-520, от 27.04.2016 N 001047/М-521, от 13.05.2016 N 001210/Ю-130 административный орган провел в отношении ОАО "Ульяновскэнерго" внеплановые документарные проверки по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства к порядку внесения платы за коммунальные услуги по энергоснабжению (в том числе на общедомовые нужды) при способе управления многоквартирными домами управляющими организациями, по результатам которых составлены акты проверок NNЛ-168, И-54, С-56, С-68, И-70, И-75, С-84, И-81, С-91, И-92, М-520, М-521, Ю-130 и вынесены предписания от 25.12.2015 NЛ-168, от 22.03.2016 NИ-54, от 22.03.2016 NС-56, от 25.03.2016 NС-68, от 12.04.2016 NИ-70, от 12.04.2016 NИ-75, от 14.04.2016 NС-84, от 18.05.2016 NИ-81, от 27.05.2016 NС-91, от 24.05.2016 NИ-92, от 06.05.2016 NМ-520, от 10.05.2016 NМ-521, от 27.05.2016 NЮ-130 об устранении нарушений в виде начисления и взимания платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды жителям многоквартирных домов в отсутствие принятых в установленном порядке решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Посчитав названные предписания административного органа принятыми с неправильным применением норм жилищного законодательства, а также нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании вышеуказанных предписаний недействительными.
Судами обеих инстанций установлено, что общество производило расчеты и выставляло непосредственно собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах г. Ульяновска, управление которыми осуществлялось управляющими организациями, квитанции на оплату потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организацией - ОАО "Ульяновскэнерго". При этом ОАО "Ульяновскэнерго" в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными кооперативами в связи с наличием задолженности за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода.
Суды обеих инстанций исходили из того, что ОАО "Ульяновскэнерго" в нарушение требований жилищного законодательства производило расчет и требовало плату за коммунальные ресурсы от жильцов многоквартирных домов г. Ульяновска, в которых собственниками помещений принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
При этом при рассмотрении дела установлено, что общими собраниями собственников помещений не принималось решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО "Ульяновскэнерго", а также о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в домах.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией
В силу части 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2 порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Верховный Суд Российской Федерации указал, что в силу частей 7.1, 8 статьи 155 ЖК РФ жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Учитывая, требования норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2, суды обеих инстанций пришли к выводу, что ОАО "Ульяновскэнерго" в отсутствие правовых оснований производило расчет, требуя непосредственно от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, в том числе израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Таким образом, выводы судов об отсутствии оснований о признании оспариваемых обществом предписаний недействительными соответствуют требованиям действующего законодательства и сделаны на основе полного исследования фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 по делу N А72-894/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
...
Верховный Суд Российской Федерации указал, что в силу частей 7.1, 8 статьи 155 ЖК РФ жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-16226/16 по делу N А72-894/2016