г. Казань |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А65-4165/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
товарищества собственников жилья "Лилия-2" - Денисовой Л.А., доверенность от 05.05.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2016 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-4165/2016
по заявлению товарищества собственников жилья "Лилия-2" (ОГРН 1081690079580, ИНН 1655169948) к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1101690072813, ИНН 1659107861) о признании незаконным отказа в формировании земельного участка, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Лилия-2" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Лилия-2") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным отказа муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Администрация, ответчик) в формировании земельного участка под многоквартирный дом и прилегающую территорию, необходимую для использования дома, выраженный в письме от 04.12.2015 N 598/20; обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и сформировать занятый многоквартирным д. 50 по ул. Хороводная г. Казани земельный участок общей площадью 6277 кв. м в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Аркада".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет), Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполком), муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление архитектуры и градостроительства).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2016 заявление ТСЖ "Лилия-2" удовлетворено, отказ администрации в формировании земельного участка под многоквартирным домом N 50 по ул. Хороводная г. Казани и прилегающей территорией, необходимой для использования дома, выраженный в письме от 04.12.2015 N 598/20, признан незаконным. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Лилия-2" путем формирования земельного участка, занятого многоквартирным домом N 50 по ул. Хороводная г. Казани.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ТСЖ "Лилия-2", обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 27.03.2009 N RU16301000-18жил, выданным Исполкомом, многоквартирный дом N 50, по адресу: г. Казань, ул. Хороводная, введен в эксплуатацию, изготовлен технический паспорт данного многоквартирного дома.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений (дольщиков) от 11.12.2008 N 1 строящегося многоквартирного жилого дома N 50 по ул. Хороводная г. Казани для управления домом создано и зарегистрировано 24.12.2008 в качестве юридического лица ТСЖ "Лилия-2" (ИНН 1655169948), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Неоднократные обращения ТСЖ "Лилия-2" в органы местного самоуправления г. Казани с заявлениями о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом, оставлены без удовлетворения.
09 ноября 2015 года товарищество обратилось с повторными заявлениями N 26 и 27 в Исполком о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом с указанием правовых оснований для формирования земельного участка и приложением схемы территории.
Письмом от 04.12.2015 N 598/20 Администрация отказала в формировании земельного участка под многоквартирным домом на том основании, что запрашиваемый земельный участок частично находится в границах красных линий и частично накладывается на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц.
Полагая, названный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия и отказа Администрации.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что о факте нарушения своих прав оспариваемым бездействием Администрации заявитель узнал 04.12.2015 и обратился в арбитражный суд 29.02.2016.
Таким образом, заявителем не пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование бездействия администрации.
Частью 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала. В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами статей 45 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судами, ТСЖ "Лилия-2" - некоммерческое объединение собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 50 по ул. Хороводная г. Казани, создано для обслуживания и управления эксплуатацией жилого и нежилого фонда, эксплуатации гаражей, стоянок для автотранспортных средств, покупки и продажи собственного недвижимого имущества и т.д.
Многоквартирный жилой дом N 50 по ул. Хороводная г. Казани введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.03.2009 N RU16301000-18жил, выданному Исполкомом.
При разрешении спора судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом N 50 по ул. Хороводная ни до введения в действие ЖК РФ, ни после его введения (то есть до настоящего времени) не был сформирован, несмотря на неоднократные обращения ТСЖ "Лилия-2", уполномоченного протоколом общего собрания собственников, в Администрацию.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 ГрК РФ), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (пункт 66 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Предусмотрев в части 3 статьи 16 Вводного закона, что в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 01 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 ЖК РФ (пункт 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П).
В соответствии с частью 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Муниципальными правовыми актами на ответчика возложена обязанность осуществления по проведению действий по формированию земельных участков, расположенных на территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани. Так, в соответствии с пунктом 3.1.31 "Положения о МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 38-3, на ответчика возложена обязанность принимать участие в формировании земельных участков, расположенных на территории районов.
Данные полномочия Администрации по формированию участка под многоквартирным домом также подтверждены Исполкомом в служебной записке и не оспариваются сторонами.
Исполком постановлением от 29.06.2012 N 4367 утвердил Административный регламент предоставления муниципальной услуги по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (далее - Административный регламент).
В пункте 2.5 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной муниципальной услуги.
Как видно из заявлений о формировании и предоставлении земельного участка под многоквартирным домом от 09.11.2015 N 26, 27, направленных ТСЖ "Лилия-2" в Администрацию, к ним приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
Пунктом 2 статьи 6 Вводного закона определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к правомерному выводу, что товарищество надлежащим образом осуществило все требуемые от него действия и представило в орган местного самоуправления для формирования земельного участка, все документы, и ответчик был обязан принять необходимые меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
Суды правомерно отклонили довод ответчика о наложении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, на другие земельные участки и наличие красных линий, а также на проведение за свой счет работ по корректировке границ земельного участка и межеванию, как противоречащий вышеприведенным нормам жилищного и градостроительного законодательства, согласно которым формирование земельных участков под многоквартирными домами относится к публичным полномочиям, от которых органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости возложения на заявителя обязанности по межеванию территории за свой счет, суды правомерно указали и на то, что формирование территории многоквартирного дома с наложением на красные линии и другие земельные участки осуществлялось самим ответчиком, который в 2014 году согласно муниципальному контракту приступил к формированию земельного участка и подготовил проект межевания и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с наложением на красные линии и другие земельные участки, что подтверждается письмом ответчика от 10.09.2014 N 3811/15 в адрес заявителя.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что Администрация обязана сформировать земельный участок под многоквартирным домом без наложения на чужие земельные участки и на красные линии, устранив тем самым нарушение прав заявителя, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы Администрации об отсутствии у нее обязанности по межеванию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, с целью дальнейшей подготовки постановления о формировании границ земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом; что межевой план готовится за плату кадастровым инженером, обязанность по обращению к которому ни одним нормативным правовым актом не предусмотрена; Администрация своего бюджета не имеет, контракты по проведению межевых работ не заключала, затраты для проведения межевания в бюджете муниципального образования г. Казани также не предусмотрены, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены.
Суд указал, поскольку обязанность по формированию спорного земельного участка входит в компетенцию Администрации, а без межевания земельный участок не может быть сформирован, отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов не освобождает органы местного самоуправления от исполнения ими возложенных на них законодательством полномочий и товарищество не может нести негативные последствия в связи с не проведением компетентными органами местного самоуправления процедуры формирования земельного участка. Кроме этого, согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, обеспечивается без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Администрация не подтвердила законность оспариваемого отказа в формировании спорного земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 по делу N А65-4165/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд указал, поскольку обязанность по формированию спорного земельного участка входит в компетенцию Администрации, а без межевания земельный участок не может быть сформирован, отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов не освобождает органы местного самоуправления от исполнения ими возложенных на них законодательством полномочий и товарищество не может нести негативные последствия в связи с не проведением компетентными органами местного самоуправления процедуры формирования земельного участка. Кроме этого, согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, обеспечивается без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ Администрация не подтвердила законность оспариваемого отказа в формировании спорного земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. N Ф06-16721/16 по делу N А65-4165/2016