г. Казань |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А55-20676/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2018 (судья Колодина Т.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-20676/2017
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", г. Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о взыскании долга и неустойки, третьи лица: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Самара, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - НО "РОСО "ФКР", истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, ответчик) о взыскании 86 593 руб. 66 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с августа 2014 года по февраль 2017 года и 16 309 руб. 48 коп. неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФК по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, резолютивную часть решения Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2018 изложить в следующей редакции: взыскав за счет средств федерального бюджета, выделенных ТУ Росимущества в Самарской области на реализацию своих полномочий. Полагает, что поскольку ТУ Росимущества в Самарской области является собственником спорных помещений, оно обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, НО "РО СО "ФКР" создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта", как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно-полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Указанные положения гражданского законодательства согласуются с нормами жилищного законодательства (статьи 36, 37, 39, 155, 158 ЖК РФ), которые предусматривают, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 169 ЖК РФ, части 2, части 3 статьи 7 Закона Самарской области N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 постановлением Правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в региональную программу капитального ремонта, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 2 статьи 28 вышеуказанного Закона Самарской области является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 названной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 16А по ул. Каховской в г. Самаре, в котором Российской Федерации согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2017 принадлежит на праве собственности помещение площадью 540,5 кв. м, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании постановлений Правительства Самарской области, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного требования истца о взыскании взносов за указанный период судом первой инстанции признаны правомерными.
Истец также просил взыскать с ответчика пени за просрочку внесения взносов, начисленные за соответствующий месяц.
Положениями пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Самарской области N 60-ГД, статье 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений уплачивают взносы в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение, т.е. в силу части 1 статьи 155 того же Кодекса до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а в редакции закона от 11.07.2016 N 98-ГД - в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, находящиеся на счетах регионального оператора, образуют фонд капитального ремонта.
На основании изложенного требования истца судом первой инстанции признаны правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, как правильно указано судами, удовлетворение требований истца должно производиться с ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 4.2, 5.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации; Территориальное управление имеет право представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Имущество, за которое судом были взысканы денежные средства, является казной Российской Федерации.
Ввиду того, что ТУ Росимущества в Самарской области в рассматриваемом деле выступало не от своего имени, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, суд первой инстанции в решении правомерно указал, что денежные средства подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 210, 249 ГК РФ, статьями 36, 37, 39, 154, 155, 158, 169, 170, 171, 181 ЖК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А55-20676/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
...
Ввиду того, что ТУ Росимущества в Самарской области в рассматриваемом деле выступало не от своего имени, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, суд первой инстанции в решении правомерно указал, что денежные средства подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 210, 249 ГК РФ, статьями 36, 37, 39, 154, 155, 158, 169, 170, 171, 181 ЖК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск, с чем согласился суд апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 августа 2018 г. N Ф06-35606/18 по делу N А55-20676/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35606/18
04.05.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6277/18
25.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4023/18
21.03.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4045/18
14.02.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20676/17