г. Казань |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А72-4404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Бошковой Т.В., доверенность от 12.04.2016 N 01-13/178,
администрации города Ульяновска - Бошковой Т.В., доверенность от 02.09.2016 N 132-01-12,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2016 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-4404/2016
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, г. Ульяновск, к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска) о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", выраженного в письме от 25.02.2016 N 4301-14, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области; с участием заинтересованных лиц: Ульяновской Городской Думы, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Комитет), о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", изложенного в письме от 25.02.2016 N 4301-14; об обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск": дополнить перечень территориальных зон части Градостроительных регламентов видом территориальной зоны "для обеспечения нужд обороны и безопасности государства", для земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости Комбината, находящейся по адресам: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 17, г. Ульяновск, пр. Нефтяников, д. 11.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016 N 2 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска переименован в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - УМС); Управ- ление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - УАиГ) является вновь созданным юридическим лицом, которому переданы функции Комитета в части градостроительства и архитектуры.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016, в удовлетворении заявленных Комбинатом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комбинат обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В своей кассационной жалобе указывает, что в соответствии с действующим законодательством вид разрешенного использования выбирает правообладатель земельного участка, однако в настоящее время Комбинат лишен такой возможности, так как градостроительный регламент не соответствует федеральному законодательству.
Представитель УАиГ и администрации города Ульяновска, явившаяся в судебное заседание, возражала против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность выводов судов, изложенных в судебных актах.
Проверив законность обжалованных судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 04.02.2015 Комбинат направил в адрес Главы Администрации г. Ульяновска заявление, в котором указал, что Комбинат письмом от 07.11.2014 N 1445 обращался с просьбой внести изменения в градостроительный регламент в части внесения вида разрешенного использования "для нужд обороны" либо издать распорядительный акт об установлении на вышеуказанные земельные участки вида разрешенного использования "для нужд обороны", на основании чего, просил сообщить о дате заседания Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, на котором будет рассмотрено обращение Комбината.
Письмом от 28.11.2014 N 1602901 Комбинат проинформирован, что его обращение будет рассмотрено на очередном заседании комиссии, о решении которой будет дополнительно сообщено.
Письмом от 25.02.2016 N 4301-14 Комбинату сообщено, что его обращение было повторно рассмотрено на очередном заседании Комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки 28.12.2015.
В указанном письме указано, что Комиссией было принято решение отклонить данное предложение в силу того, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, "обеспечение вооруженных сил" предусматривает собой хранение и утилизацию боеприпасов и взрывчатых веществ. Комиссией также было принято решение рекомендовать Комбинату обратиться в Ульяновскую Городскую Думу для уменьшения налогового бремени.
Посчитав отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", изложенный в письме от 25.02.2016 N 4301-14, нарушающим его права и законные интересы, Комбинат обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, усмотрев, что фактически требования заявителя направлены на оспаривание Правил землепользования и застройки муниципального образования "г. Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, указав на нормативный характер Правил землепользования и застройки, Генеральных планов, а также возможность их обжалования в части конкретных земельных участков, отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с избранием Комбинатом ненадлежащего способа защиты.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
Усмотрев, что требования заявителя фактически направлены на оспаривание Правил землепользования и застройки муниципального образования "г. Ульяновск", которые носят нормативный характер, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о невозможности рассмотреть спор по правилам главы 24 АПК РФ, и с учетом положений части 1 статьи 4 АПК РФ, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно указали на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу N А72-4404/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
Усмотрев, что требования заявителя фактически направлены на оспаривание Правил землепользования и застройки муниципального образования "г. Ульяновск", которые носят нормативный характер, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о невозможности рассмотреть спор по правилам главы 24 АПК РФ, и с учетом положений части 1 статьи 4 АПК РФ, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно указали на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф06-17460/17 по делу N А72-4404/2016