Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф06-17460/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 ноября 2016 г. |
Дело N А72-4404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу - извещен, не явился,
от Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Управление муниципальной собственностью Администрации г. Ульяновска) - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - извещен, не явился,
от Ульяновской Городской Думы - извещен, не явился,
от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
от Администрации города Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 ноября 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2016 года по делу N А72-4404/2016 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ИНН 7326010617, ОГРН 1027301413083), г. Ульяновск,
к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Управление муниципальной собственностью Администрации г. Ульяновска), г. Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632), г. Ульяновск;
заинтересованные лица:
Ульяновская Городская Дума (ИНН 7303017503), г. Ульяновск;
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ИНН 7325143572), г. Ульяновск;
Администрация города Ульяновска (ИНН 7303014573), г. Ульяновск;
о признании незаконным отказа во внесении изменений в ПЗЗ МО "город Ульяновск", выраженного в письме N 4301-14 от 25.02.2016 г., и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - заявитель, Комбинат), с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - ответчик, Комитет), в соответствии с которыми просит признать незаконным отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", выраженный в письме N 4301-14 от 25.02.2016 г.; обязать внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск": дополнить перечень территориальных зон части Градостроительных регламентов видом территориальной зоны "для обеспечения нужд обороны и безопасности государства", для земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости Комбината, находящихся по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 17; г. Ульяновск, пр. Нефтяников, д. 11.
Определениями суда от 01.04.2016 г., 20.04.2016 г., 16.05.2016 г., 08.06.2016 г. к участию в деле привлечены заинтересованные и третьи лица.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы N 2 от 27.01.2016 г.: Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска переименован в Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (далее - УМС); Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска (далее - УАиГ) является вновь созданным юридическим лицом, которому переданы функции указанного Комитета в части градостроительства и архитектуры.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 151-153).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт, которым требования Комбината удовлетворить.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Подробно доводы Комбината изложены в апелляционной жалобе.
Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 21.10.2016 г. N 1417).
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и Администрация города Ульяновска считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу (вх. от 01.11.2016 г.).
Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Ульяновская Городская Дума считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 02.11.2016 г.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Ответчик и третье лицо отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, возражения и отзыв на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (действия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на органы или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Российская Федерация является собственником земельных участков, расположенных по адресу: 1. г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 17 на основании свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ N 073648 от 29.08.2003 г.;
2. г. Ульяновск, пр-д Нефтяников, д. 11 на основании свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ N 073647 от 29.08.2003 г.
Указанные земельные участки находятся у Комбината на праве постоянного (бессрочного) пользования с разрешенным использованием: участок под вышеназванным пунктом N 1 - под комбинатом; участок под пунктом N 2 - под производственной базой. Категория данных земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными 13.10.2004 г. Решением Ульяновской Городской Думы N 90, данные земельные участки находятся в зоне размещения производственных объектов 4 и 5 классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100-м) - П1.
Комбинат направил 04.02.2015 г. в адрес Главы Администрации г. Ульяновска заявление, в котором указал, что Комбинат письмом от 07.11.2014 г. N 1445 обратился к Вам с просьбой внести изменения в градостроительный регламент в части внесения вида разрешенного использования "для нужд обороны" либо издать распорядительный акт об установлении на вышеуказанные земельные участки вида разрешенного использования "для нужд обороны".
В письме от 28.11.2014 г. N 1602901 Вами указано, что данное обращение будет рассмотрено на очередном заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и о принятом решении будет сообщено дополнительно.
Решение данного вопроса существенно влияет на размер земельного налога, в связи с чем, не терпит отлагательств.
Прошу Вас сообщить о дате заседания Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, на котором будет рассмотрено обращение Комбината".
Комбинату было направлено оспариваемое решение, выраженное в письме от 25.02.2016 г. исх. N 4301-14 согласно которому было сообщено о том, что Ваше обращение было повторно рассмотрено на очередном заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки (далее - Комиссия) 28.12.2015 г.
Комиссией было принято решение отклонить данное предложение в силу того, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. N 540, "обеспечение вооруженных сил" предусматривает собой хранение и утилизацию боеприпасов и взрывчатых веществ. Комиссией также было принято решение рекомендовать Вам обратиться в Ульяновскую Городскую Думу для уменьшения налогового бремени.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комбината с соответствующими требованиями в арбитражный суд Ульяновской области.
22.06.2016 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении требований (л.д. 151-153).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, сделаны соответствующие выводы, на основании которых в удовлетворении требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права принадлежит истцу.
При этом истец должен обосновать, что избранный им способ защиты предусмотрен законом (статьи 12, 13 ГК РФ), соответствует характеру нарушения, указать, кем и какое нарушенное право оспаривается и каким образом оно ведет к защите (восстановлению) его прав.
Суд посчитал, что Комбинатом избран ненадлежащий способ защиты права.
По сути требования Комбината направлены на оспаривание нормативного правового акта - Правил землепользования и застройки муниципального образования "г. Ульяновск", утвержденных 13.10.2004 г. Решением Ульяновской Городской Думы N 90, притом, что спор заявлен в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
-признать незаконным отказ во внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", выраженный в письме N 4301-14 от 25.02.2016 г.;
-обязать внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск": дополнить перечень территориальных зон части Градостроительных регламентов видом территориальной зоны "для обеспечения нужд обороны и безопасности государства", для земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости Комбината, находящихся по адресу: г. Ульяновск, ул. Локомотивная, д. 17; г. Ульяновск, пр-д Нефтяников, д. 11.
Нормативный характер Правил землепользования и застройки, Генеральных планов, а также возможность их обжалования в части конкретных земельных участков, подтверждаются многочисленной судебной практикой.
Избрание ненадлежащего способа защиты своих прав является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2016 года по делу N А72-4404/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4404/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2017 г. N Ф06-17460/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГКУ комбинат "Северный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, ФГКУ комбинат Северный Управления Федерального агентства по гос. резервам по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Третье лицо: Администрация города Ульяновска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Ульяновская Городская Дума, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска