г. Казань |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А72-946/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.08.2016 (судья Овсяникова Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А72-946/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Технический центр Микровидео", г. Ульяновск (ОГРН 1057325051805, ИНН 7325055100), к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), о взыскании 3 380 460 руб. 86 коп., третьи лица: Управление дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ульяновской области, Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технический центр Микровидео" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска (далее - Администрация, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 380 460 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.08.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, Администрация города Ульяновска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу: представленные в материалы дела локальные сметы, составленные истцом, не согласованы с ответчиком, работы истцом выполнены некачественно; письмо Главы администрации города Ульяновска от 05.05.2014 подтверждает, что финансирование работ по монтажу, содержанию и модернизации комплексов предусмотрено из средств областного бюджета. По мнению заявителя жалобы, указанное свидетельствуют о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Обратившись с настоящим иском в суд, общество указало, что без заключения договора (контракта) в письменной форме по согласованию с Администрацией и Управлением дорожного хозяйства и транспорта (ранее - Комитет дорожного хозяйства), в соответствии с графиками внедрения системы фото-фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) в 2012-2014 г.г. выполнило работы по установке 17 аппаратно-программных комплексов фото-видеофиксации "Каскад" в городе Ульяновске.
Работы стоимостью 3 380 460 руб. 86 коп. выполнены в полном объеме и приняты комиссионными актами.
Письмом от 10.11.2015 исх. N 115 истец в Комитет дорожного хозяйства направлены акты о приемке выполненных работ и справка о стоимости работ от 16.06.2014 N1 с просьбой подписать документы.
Письмом от 24.11.2015 исх. N 120 истец уведомил Комитет о составлении акта и справки КС-2, КС-3 в одностороннем порядке и просил погасить задолженность в размере 3 380 460 руб. 86 коп. в течение 10 банковских дней с момента получения уведомления.
Неисполнение требования истца о погашении задолженности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 125, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам от 19.11.2007 N 07/3/46/060, от 08.10.2008 N 08/3/48/052 осуществлена закупка стационарных комплексов "Каскад", изначально предназначенных для г. Москвы.
В 2011 году ФГУ "Дирекция Программы ПБДД" и ГУОБДД МВД России с учетом согласия УМВД России по Ульяновской области было принято решение о передаче данных комплексов в УМВД России по Ульяновской области.
Согласно протоколу совещания в ФКУ "Дирекция по Управлению федеральной целевой программой "Повышение БДД в 2006-2012 годах" МВД РФ данные комплексы 22.11.2012 были переданы УМВД России по Ульяновской области со склада поставщиков 01.12.2011.
С марта 2012 года началась установка оборудования аппаратно -программных комплексов "Каскад" на территории муниципального образования город Ульяновск.
Решением заседания рабочей группы по внедрению фото -видеофиксации "Каскад", созданной администрацией города Ульяновска, были определены рубежи (ориентиры места установки) и сроки установки системы: всего 17 рубежей, из которых 1 в Ленинском районе города, 7 - в Засвияжском районе, 3 - в Железнодорожном районе, 6 - в Заволжском районе.
На данном заседании были определены первоочередные 4 рубежа установки системы "Каскад", генеральным подрядчиком по выполнению строительно-монтажных работ по установке оборудования определен ЗАО "Гипростроймост", которому надлежало в срок до 22.03.2012 разработать и утвердить в Комитете дорожного хозяйства города график по обустройству данных рубежей. Срок окончания работ по 4 рубежам -01.04.2012, оставшихся 13 объектов - до 15.04.2012.
21 марта 2012 года на заседании рабочей группы по внедрению системы фото -видеофиксации приняты решения: в срок до 22.03.2012 подготовить ориентировочные сметы на затраты по проектированию, сооружению строительных конструкций, монтажу и подключению системы фото -видеофиксации "Каскад"; в срок до 26.03.2012 Комитету дорожного хозяйства определить балансодержателя и эксплуатирующую организацию системы фото -видеофиксации "Каскад"; Обществу в срок до 23.03.2012 получить в ЗАО "Гипростроймост" 4 рубежа системы "Каскад" для изучения и проверки работоспособности, также совместно с ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в срок до 28.03.2012 произвести ревизию комплексности системы "Каскад" и направить запрос на недостающие компоненты системы (протокол N 2 совещания рабочей группы по внедрению системы фото-видеофиксации "Каскад" от 21.03.2012).
С данного момента именно Общество, а не ЗАО "Гипростроймост" названо во всех протоколах совещания совместных групп в числе исполнителей работ по установке комплексов "Каскад".
На совещании в Правительстве Ульяновской области 23.03.2012 было принято решение обеспечить работу систем фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в полном объеме с 01.04.2012, Администрации рекомендовано разработать план-график ввода элементов системы фото -видеофиксации нарушений ПДД по каждой улице в г. Ульяновске.
Из протоколов совещаний по вопросу внедрения и эксплуатации системы "Каскад", проводившихся в Администрации, в Ульяновской Городской Думе в 2012-2013 годах с участием представителя Общества, на данных совещаниях решались вопросы установки, наладки, эксплуатации системы "Каскад" на территории г. Ульяновска, оформлению документации и определению балансодержателя комплексов, стоимости работ и источников их финансирования, подготовки смет, их рассмотрения и утверждения с направлением на имя Главы администрации города для оплаты выполненных работ и рассмотрения вопросов о финансировании необходимых затрат на содержание данных комплексов.
График внедрения системы фото-видеофиксации нарушений ПДД "Каскад" на улично-дорожной сети г. Ульяновска был утвержден и.о. главы администрации города Ульяновска, срок окончания работ был установлен для каждого из 17 рубежей, с 01.07.2013 по 25.07.2013. До этого график работ утверждался в июле 2012 с участием исполнителей работ (в том числе и истца), городских властных структур, ГИБДД.
Сметная стоимость установки комплексов "Каскад", согласно сводке затрат составила 4 217 120 руб.
Стоимость работ, проведенных Обществом, учтена в сводном расчете затрат, подготовленном Главой города Ульяновска 24.06.2013.
По актам приема - передачи от 27.03.2012, от 01.05.2012, от 29.05.2012, от 10.07.2012 РОИО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области передало Обществу технику для установки стационарного комплекса измерения скорости движения транспортных средств "Каскад". Акт комплектности данных объектов был подписан истцом с участием представителей Комитета дорожного хозяйства, Управления ГИБДД УМВД по УО, УМУП "Правый берег" 20.03.2013.
Комиссией с участием представителей Комитета дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, исполнителей работ (в том числе Общества), депутата Ульяновской Городской Думы, УГИБДД в период с 01.04.2012 по 18.10.2012 установлено, что комплексы фото-видео фиксации "Ураган-Р" ("Каскад") соответствуют установленным требованиям; установка, монтаж, пуско-наладочные работы выполнены с соблюдением Правил; комплексы выдержали испытания и могут быть введены в эксплуатацию, что подтверждено актами осмотра комплексов.
В отношении части объектов в период с 25 по 27 марта 2014 года комиссией подписаны Акты ввода в эксплуатацию объектов фото-видео фиксации АПК "Ураган-Р" в составе системы "Каскад".
В Акте обследования комплексов "Каскад" от 06.06.2014, проведенных комиссией под председательством Комитета дорожного хозяйства города, отмечено, что работы Обществом выполнены по всем 17 рубежам, по отдельным адресам выявлены недостатки по комплектности, работоспособности составляющих элементов. Установлена необходимость решить вопрос финансирования выполненных работ и затрат на содержание смонтированного оборудования в 2014 году, продолжении 5 совместных ремонтных и пуско-наладочных работ с составлением актов проведенных работ, выявленных недостатков и неисправностей.
Письмом от 05.05.2014 N 4184-01 глава администрации г. Ульяновска обратился к истцу с просьбой о возобновлении работ комплексов фото-видеофиксации ввиду важности вопроса обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах города, до разрешения вопросов финансового обеспечения затрат, связанных с монтажом и текущим содержанием комплексов.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 18.02.2013 N 106 -р было прекращено право оперативного управления УМВД России по Ульяновской области на относящееся к федеральной собственности имущество - оборудование в составе комплексов "Каскад", которое передано в собственность муниципального образования город Ульяновск Ульяновской области.
Постановлением Администрации города Ульяновска от 26.03.2013 N 1233 оборудование системы комплексов "Каскад" было включено в реестр муниципального имущества.
Уведомлением от 29.03.2013 N 371 указанная система фотофиксации ПДД передана в управление Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска от 20.11.2013 объекты системы "Каскад" переданы в хозяйственное ведение УМУП "Правый берег".
Распоряжением Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области N 1466-р от 25.12.2015 утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования "город Ульяновск" в государственную собственность Ульяновской области, в том числе комплексы "Ураган" и "Кордон", которое этим же распоряжением закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
Материалами дела, пояснениями сторон, а также письмом Главы администрации города от 05.05.2014 подтвержден факт установки на улично -дорожной сети муниципального образования "город Ульяновск" комплексов фото- видеофиксации "Каскад" с участием истца.
Целью установки комплексов "Каскад" являлось снижение аварийности и повышение безопасности на дорогах города.
В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам городского, сельского поселения, местного значения поселения и городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 утверждена федеральная целевая программ "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", которая, в частности, включает положение, что финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Постановлением администрации г. Ульяновска от 23.11.2012 N 4982 утверждена Муниципальная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании "город Ульяновск" на 2013 - 2015 годы", целью которой, в том числе, является повышение уровня жизни горожан за счет совершенствования и развития улично-дорожной сети; увеличение продолжительности жизни за счет уменьшения числа ДТП. Исполнителем программы является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города. Источник финансирования - бюджет муниципального образования "город Ульяновск", объем финансирования 1370,4 млн. руб. В числе мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения названо приобретение камер фото- и видео фиксации, на сумму в 2013 г. 9 млн. руб.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что спорные работы выполнены в интересах муниципального образования, возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что он не является надлежащим ответчиком, о некачественности выполненных истцом работ и другие являлись предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а направлены исключительно на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу N А72-946/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам городского, сельского поселения, местного значения поселения и городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 утверждена федеральная целевая программ "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", которая, в частности, включает положение, что финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф06-17869/17 по делу N А72-946/2016
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10059/17
22.06.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7541/17
09.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17869/17
03.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13402/16
17.08.2016 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-946/16