г. Казань |
|
07 марта 2017 г. |
Дело N А55-8931/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича - лично по паспорту,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Бажан П.В.)
по делу N А55-8931/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Жарова Леонида Владимировича (ИНН 631500118946, ОГРН 307631529900013), г. Самара, к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Администрации городского округа Самара, г. Самара, Самарской Губернской Думы, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Думы городского округа Самара, г. Самара, об оспаривании действий (бездействия).
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жаров Леонид Владимирович (далее - ИП Жаров Л.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о признании не соответствующими закону действий Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) по отображению в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) городского округа Самара (далее - г.о.Самара) сведений, свидетельствующих о прохождении красной линии по земельному участку (кадастровый номер участка 63:01:0926002:13) общей площадью 1416,1 м2, расположенному по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, дом 3, бездействия Департамента по непредставлению выписки из ИСОГД г.о. Самара с приложением копий документов, послуживших основанием для отображения содержащихся в ней сведений в отношении указанного земельного участка, действий Департамента по направлению в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) сведений о нахождении части указанного земельного участка на территории общего пользования и об обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Жарова Л.В.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Администрация городского округа Самара, Самарская Губернская Дума, ТУ Росимущества в Самарской области, Дума г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2016, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Жаров Л.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме предпринимателя) в суд не обеспечили.
Думой городского округа Самара представлено в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
В заседании суда кассационной инстанции 21.02.2017 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 28.02.2017 до 14 часов 15 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, находит основания для их отмены.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат приобретенные им в 2010 году по договору купли-продажи расположенные по адресу г. Самара, ул. Ближняя, дом 3 нежилое здание (склад) площадью 249,6 м2 и нежилое здание (крытая стоянка) площадью 483,8 м2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.05.2011 (т.1 л.д.13-14). Данные здания расположены на находящемся в государственной собственности земельном участке (кадастровый номер участка 63:01:0926002:13) общей площадью 1416,1 м2.
С учетом положений части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации Жаров Л.В. приобрел право пользования земельным участком (кадастровый номер участка 63:01:0926002:13), на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности на приобретенные им объекты недвижимости.
ИП Жаров Л.В. 09.06.2015 обратился в Департамент с запросом о предоставлении сведений, содержащихся, в том числе, в разделе IX ИСОГД, в отношении объекта недвижимости - нежилого здания (крытой стоянки; вид пользования - склад), принадлежащего ему на праве собственности.
На указанный запрос Департамент направил Жарову Л.В. письмо от 07.07.2015 N Д05-01-01/6228-0-2 с выпиской из ИСОГД, в которой было указано, что часть объекта принадлежит территории общего пользования.
Жаров Л.В. 27.08.2015 направил в Департамент жалобу, в которой со ссылкой на статью 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статью 29 устава г.о.Самара содержалось требование представить сведения о документах, копии документов и материалов в отношении раздела IX ИСОГД, указанные в запросе от 09.06.2015 и обосновывающие содержащиеся в выписке из ИСОГД сведения о принадлежности части объекта к территории общего пользования.
В ответ на указанную жалобу Департамент направил Жарову Л.В. письмо от 04.09.2015 N Д05-01-01/9870-0-1, в котором указано, что услуга предоставлена в форме выписки из ИСОГД с приложением запрошенных сведений, а иные сведения, материалы, копии документов Жаровым Л.В. не запрашивалось. В этом письме Департамент также указал, что красные линии в районе испрашиваемого объекта нанесены в соответствии со схемой N 5 генерального плана г.о. Самара, который размещен на официальном сайте Думы г.о. Самара.
Предприниматель 14.09.2015 обратился в Департамент с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ИСОГД, в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13 площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, дом 3, с приложением документов, указанных в пункте 2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности", утвержденного распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 29.12.2012 N Д05-01-06/119 (далее - Административный регламент), и действовавшего на момент обращения предпринимателя Жарова Л.В.
Департамент направил Жарову Л.В. письмо от 09.10.2015 N Д05-01-01/10525-0-3 с выпиской из ИСОГД, аналогичное первому письму-ответу от 07.07.2015 NД05-01-01/6228-0-2.
Указывая, что письма Департамента от 07.07.2015 N Д05-01-01/6228-0-2, от 04.09.2015 N Д05-01-01/9870-0-1 и от 09.10.2015 N Д05-01-01/10525-0-3 с выписками из ИСОГД содержали недостоверную информацию, поскольку содержащиеся в ИСОГД в электронной форме сведения, согласно которым часть земельного участка, на котором расположены принадлежащие Жарову Л.В. здания, находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования, не подкреплены данными на бумажном носителе, а при отсутствии на бумажном носителе документов, относящих часть участка к территории общего пользования, сведения в электронной форме противоречат сведениям на бумажном носителе и в части таких противоречий являются недействительными, а непредставление сведений, содержащихся в ИСОГД, в виде копий документов, являющихся правовым основанием для отражения в ИСОГД данных сведений, нарушает его права и законные интересы, предприниматель Жаров Л.В. обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (часть 4 и 5 статьи 23 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 56 ГрК РФ предусмотрено создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3 статьи 56 ГрК РФ). Частью 4 статьи 56 ГрК РФ установлено, что информационная система включает в себя сведения, к которым относит сведения об определенных документах (пункт 1), дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2), иные документы и материалы (пункт 3).
Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе (часть 4 статьи 57 ГрК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в настоящее время действующим документом территориального планирования на территории г.о. Самара является Генеральный план г.о. Самара, утвержденный Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 N 539. В составе действующего Генерального плана г.о. Самара отображаются красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией. Улица Ближняя определена действующим Генеральным планом г.о. Самара как автомобильная дорога общего пользования местного значения (приложение N 5 "Карта (схема) зоны инженерной инфраструктуры" отражены красные линии, приложение N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара").
Судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава г.о. Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара,; полномочиями по утверждению либо изменению красных линий Департамент не наделен.
Согласно пункту 2.4 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление сведений из ИСОГД в форме выписки из ИСОГД с приложением запрашиваемых сведений о документах, содержащихся в соответствующем разделе (подразделе) ИСОГД, копий документов, материалов, либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции в подтверждение сведений, изложенных в письмах Департамента от 07.07.2015 N Д05-01-01/6228-0-2, от 04.09.2015 N Д05-01-01/9870-0-1 и от 09.10.2015 N Д05-01-01/10525-0-3, представлена выкопировка из ИСОГД г.о. Самара.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что Департамент в установленном порядке направил Жарову Л.В. письма с выписками из ИСОГД, содержащими достоверные сведения.
Кроме того, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суды указали, что Генеральный план г.о. Самара является общедоступным документом, и у Жарова Л.В. есть возможность с ним ознакомиться на общедоступных интернет-ресурсах.
В кассационной жалобе предприниматель указывает, что на сайте Думы г.о. Самары в опубликованных там схемах (приложениях) N 5, N 6 генерального плана г.о. Самары красные линии, обозначающие границы территории общего пользования в отношении участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13, отсутствуют, что не дает заявителю возможности оспаривать данный нормативный акт в отношении законности установления им красных линий в отношении спорного участка, поскольку представить оспариваемый документ в суд не представляется возможным. Поэтому, поясняет заявитель в кассационной жалобе, им и была запрошена выписка из ИСОГД на земельный участок (кадастровый номер 63:01:0926002:13) с приложением заверенной копии акта государственного органа, устанавливающего в отношении участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13 красные линии, а также устанавливающего границы территории общего пользования на данном участке с указанием координат и поворотных точек красных линий. Однако, ни заверенная копия такого устанавливающего красные линии документа, ни координат и поворотных точек красных линий на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0926002:13 в ответах Департамента не содержатся, в связи с чем отображение Департаментом земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13 в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара как пересеченного красными линиями незаконно, что не было учтено судами.
Поскольку право пользования находящимся в государственной собственности земельным участком (кадастровый номер участка 63:01:0926002:13), общей площадью 1416,1 м2, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, возникли у Жарова Л.В. в силу прямого указания закона (части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации) в момент государственной регистрации права собственности на приобретенные объекты недвижимости, то в силу абзаца 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" заявитель приобрел право пользования данным земельным участком независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между ним как покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Следовательно, информация о любых ограничениях в обороте земельного участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13, основаниях возникновения таких ограничений, непосредственно затрагивает права пользователя этого участка Жарова Л.В.
Запрошенная предпринимателем у Департамента информация в силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к муниципальным нормативным правовым актам либо является приложениями к муниципальным нормативным правовым актам.
Запрошенная заявителем у Департамента информация не является информацией ограниченного доступа, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной, и орган местного самоуправления, его должностные лица в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить гражданину информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; части 6, 9 статьи 57 ГрК РФ).
Основные требования к порядку проектирования и установлению красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Для переноса установленных красных линий на топографические планы и другие картографические материалы, а также для выноса красных линий в натуру (на местность) используются методы аналитического расчета красных линий по координатам (пункт 5.9 Инструкции).
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 7 статьи 20 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования в судебном порядке.
Согласно пункту 2.4 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в форме выписки из ИСОГД с приложением запрашиваемых сведений о документах, содержащихся в соответствующем разделе (подразделе) ИСОГД, копий документов, материалов.
Жаров Л.В., запрашивая у Департамента перечень координат и поворотных точек красных линий на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0926002:13, а также копию муниципального нормативного акта, их установившего, обратился в уполномоченный орган, который в силу Административного регламента, отражая эти сведения в ИСОГД, обязан иметь такой муниципальный нормативный акт как основание для внесения этих сведений в ИСОГД, либо сообщить предпринимателю, где (у какого государственного органа) такой документ находится.
Доказательств направления данных сведений заявителю в установленном законом порядке Департаментом судам не предоставлено.
Непредставление вышеуказанных сведений предпринимателю ограничивает его права, предусмотренные частью 7 статьи 20 ГрК РФ.
Направление Департаментом предпринимателю ответов от 07.07.2015 N Д05-01-01/6228-0-2, от 04.09.2015 N Д05-01-01/9870-0-1 и от 09.10.2015 N Д05-01-01/10525-0-3 с выкопировкой из ИСОГД г.о. Самара, содержащих иные сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0926002:13 и расположенных на нем объектах недвижимости заявителя, но без перечня координат и поворотных точек красных линий на данном участке, не может быть расценено как надлежащий и полный ответ на заявления Жарова Л.В., поданные в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности обжалуемых действий Департамента нельзя признать обоснованными.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Поскольку суды верно установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права при разрешении заявленных требований, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 АПК РФ,
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку все имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства в данном случае установлены судами, необходимость дополнительного исследования и оценки доказательств по делу отсутствует, то в такой ситуации суд кассационной инстанции руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1, 2 статьи 288 АПК РФ считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А55-8931/2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара предоставить Жарову Леониду Владимировичу выписку из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара на земельный участок (кадастровый номер участка 63:01:0926002:13), общей площадью 1416,1 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Советский район, ул. Ближняя, дом 3 с приложением к выписке заверенной копии акта государственного органа, устанавливающего в отношении участка с кадастровым номером 63:01:0926002:13, красные линии, а также устанавливающего
границы территории общего пользования на данном участке с указанием координат и поворотных точек красных линий.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запрошенная заявителем у Департамента информация не является информацией ограниченного доступа, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной, и орган местного самоуправления, его должностные лица в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить гражданину информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; части 6, 9 статьи 57 ГрК РФ).
...
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 7 статьи 20 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования в судебном порядке.
...
Непредставление вышеуказанных сведений предпринимателю ограничивает его права, предусмотренные частью 7 статьи 20 ГрК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 марта 2017 г. N Ф06-18050/17 по делу N А55-8931/2016