г. Казань |
|
09 марта 2017 г. |
Дело N А06-1838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Волченкова Игоря Михайловича
на определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017
по делу N А06-1838/2016
по исковому заявлению Управления муниципального имущества Администрации МО "город Астрахань" к индивидуальному предпринимателю Волченкову Игорю Михайловичу о расторжении договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества Администрации МО "город Астрахань" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Волченкову Игорю Михайловичу (далее - ИП Волченков И.М., ответчик) о расторжении договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы ИП Волченкову И.М. отказано, жалоба возвращена заявителю.
Обжалуя определение суда апелляционной инстанции в Арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит его отменить, апелляционную жалобу направить в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения вопроса о возможности принятия ее к производству.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании 02.03.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 20 мин. 06.03.2017.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статей 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2016 удовлетворен иск Управления муниципального имущества Администрации МО "город Астрахань" к ИП Волченкову И.М. о расторжении договора купли-продажи.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, ответчик 19.12.2016 направил в суд по почте апелляционную жалобу, одновременно ходатайствуя о восстановлении срока на ее подачу.
Апелляционная жалоба была зарегистрирована в канцелярии суда первой инстанции 23.12.2016.
Отказывая в восстановлении срока на подачу жалобы и возвращая ее заявителю, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259 и 276 данного Кодекса предельно допустимые сроки для восстановления.
Согласно части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи апелляционной жалобы по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения и если арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
Исходя из материалов дела, решение суда первой инстанции изготовлено в полном объеме 03.06.2016, опубликовано на официальном сайте Картотеки арбитражных дел 04.06.2016, направлено заявителю по адресу регистрации 09.06.2016.
Таким образом, предельный шестимесячный срок на обжалование истек - 03.12.2016 и, соответственно, пропущен заявителем.
Согласно действующей правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1380-О, в целях обеспечения принципа правовой определенности и стабильности гражданского оборота законодатель в части 2 статьи 117, части 2 статьи 259 и части 2 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указал срок для обращения с апелляционной и кассационной жалобами на судебный акт суда первой инстанции посредством определения периода, в течение которого вступивший в законную силу после истечения установленного законом срока на его обжалование судебный акт может быть проверен на предмет его законности и обоснованности.
Установление предельных сроков на обжалование необходимо в связи с тем, что вторжение в сферу действия принципа стабильности судебного решения, вступившего в законную силу, может повлечь существенное изменение правового положения сторон, уже определенного таким решением, в том числе в сторону его ухудшения, закрепление в законе экстраординарных, чрезвычайных по своему характеру способов обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений требует установления специальной процедуры открытия соответствующего производства, ограниченного перечня оснований для отмены таких судебных постановлений, а также особых процессуальных гарантий для защиты, как частных, так и публичных интересов от их необоснованной отмены.
Таким образом, вышеприведенные положения процессуального законодательства не предусматривают возможность восстановления пропущенного срока на обжалование, если ходатайство подано за пределами шестимесячного пресекательного срока, даже при наличии уважительных причин.
При указанных обстоятельствах, ходатайство заявителя о восстановлении срока на кассационное обжалование правомерно оставлено судом апелляционной инстанции без удовлетворения ввиду отсутствия на то правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции также указал, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы ответчик мотивировал тем, что не был извещен надлежащим образом о судебном разбирательстве в суде первой инстанции, поскольку в период с 02.10.2015 по 15.11.2016 заявитель проходил лечение и курс реабилитации в г. Москва.
Как следует из данных ЕГРЮЛ, юридическим адресом ответчика является адрес: г. Астрахань, ул. 28 Армии, д. 8, корп. 1, кв. 38. Аналогичный адрес указан самим заявителем в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что направленные судом первой инстанции по указанному адресу судебные акты (определение о принятии искового заявления к производству от 04.03.2016, определение об отложении предварительного судебного заседания от 04.05.2016, решение от 03.06.2016) вернулись в суд с отметкой организации почтовой связи на конвертах "истек срок хранения", а в силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в таком случае лицо считается извещенным надлежащим образом о судебном заседании.
Кроме того, сведения о рассмотрении дела Арбитражным судом Астраханской области были размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Согласно части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Волченков И.М., осуществляя предпринимательскую деятельность, обязан был надлежащим образом организовать и обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
При этом, в материалах дела не имеется сведений о том, что, ИП Волченков И.М., изменив адрес своего фактического проживания в период с 20.11.2015 про 20.10.2016 внес соответствующие изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей или иным способом обеспечил доставку почтовой корреспонденции по адресу фактического проживания.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ответчик был надлежащем образом извещен о начавшемся судебном процессе, является правильным.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что апелляционная жалоба ИП Волченкова И.М. подлежит возврату заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации даже при уважительности пропуска предельно допустимого срока.
Данная правовая позиция соответствует Определению Верховного Суда РФ от 24.04.2015 N 307-ЭС15-661.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах определение суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А06-1838/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2017 г. N Ф06-19008/17 по делу N А06-1838/2016