г. Казань |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А55-5400/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителя:
истца - Семеновой С.С., доверенность от 23.11.2016 N 67Д,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-5400/2016
по исковому заявлению Администрации городского округа Жигулевск Самарской области, г. Жигулевск Самарской области (ОГРН 1026303244901) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара (ОГРН 1126316005628) о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016 удовлетворены исковые требования администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее - Администрация) к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Минсоцдемографии Самарской области) о взыскании убытков в сумме 11 568 615 руб. 07 коп., возникших в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по решениям судов общей юрисдикции.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: решениями суда общей юрисдикции на Администрацию возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений, осуществление полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций из областного бюджета, предоставление жилых помещений отнесено к расходным обязательствам субъекта федерации, главным распорядителем средств областного бюджета в данном случае является Минсоцдемографии Самарской области.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минсоцдемографии Самарской области ставит вопрос об отмене названных судебных актов, ссылаясь на нарушение своих прав, законных интересов, в результате неправильного применения и толкования норм права, на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, просит прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Администрации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
За период с 2012 по 2015 годы Жигулевским городским судом Самарской области вынесены судебные решения об обязании Администрации предоставить вне очереди жилые помещения по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, лицам, являющимся инвалидами, либо семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Данные решения вступили в законную силу.
Решением Жигулевского городского суда от 25.05.2012 по гражданскому делу N 2-723/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Агеевой З.И. вне очереди жилого помещения на семью их пяти человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом жилой площади, находящейся в собственности Агеевой З.И. и членов ее семьи.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 15.04.2013 возбуждено исполнительное производство N 11191/13/09/63.
По муниципальному контракту от 11.08.2014 N 2014.220164 Администрация приобрела жилое помещение (квартиру) стоимостью 1 350 000 руб. по адресу: г. Жигулевск, пер. Механический, д. 7, кв. 14, что подтверждается платежными поручениями от 21.08.2014 N 1107 и N 1108.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.08.2014 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 10.09.2014 N 2312 с Агеевой З.И. 16.09.2014 был заключен договор N 757 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 16.09.2014.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска от 05.02.2015 исполнительное производство в отношении Администрации окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в связи с фактическим исполнением требований, содержавшихся в исполнительном документе.
Решением Жигулевского городского суда от 20.12.2012 по гражданскому делу N 2-2243/12 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Иванковой Н.Ю. вне очереди жилого помещения на семью из трех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 13.02.2013 возбуждено исполнительное производство N 4771/13/09/63.
По муниципальному контракту от 01.09.2014 N 2014.245059 Администрация приобрела жилое помещение (квартиру) стоимостью 2 174 088 руб. 96 коп. по адресу: г. Жигулевск, ул. Энергетиков, д. 20, кв. 37, что подтверждается поручением от 10.09.2014 N 1265.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.09.2014 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 30.12.2014 N 3669 с Иванковой Н.Ю. 26.01.2015 был заключен договор N 26 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 26.01.2015.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска от 05.02.2015 исполнительное производство в отношении Администрации окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержавшихся в исполнительном документе.
Решением Жигулевского городского суда от 24.12.2012 по гражданскому делу N 2-2330/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Раптановой Е.А., Раптанову В.В., Раптановой Д.В. вне очереди жилого помещения в г. Жигулевск на семью из трех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 06.03.2013 возбуждено исполнительное производство N 6821/13/09/63.
Решением Жигулевского городского суда от 25.05.2015 по гражданскому делу N 2-798/2015 на Администрацию возложена обязанность при исполнении решения Жигулевского городского суда от 24.12.2012 по гражданскому делу N 2-2330/2012 учесть право Раптановой Д.В. на дополнительную площадь в размере нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на момент исполнения судебного решения суда.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 26.10.2015 возбуждено исполнительное производство N 36098/15/63009-ИП.
По муниципальному контракту от 12.10.2015 N 2015.38.0643 Администрация приобрела жилое помещение (квартиру) стоимостью 2 204 125 руб. 20 коп. по адресу: г. Жигулевск, ул. Пролетарская, д. 15, кв. 9, что подтверждается платежным поручением от 26.10.2015 N 1670.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.10.2015 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 26.11.2015 N 2502 с Раптановой Е.А. 08.12.2015 был заключен договор N 784 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 08.12.2015.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска от 27.12.2015 исполнительное производство в отношении Администрации окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержавшихся в исполнительном документе.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 22.07.2013 по гражданскому делу N 2-1373/2013 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Нестеровой А.И. жилого помещения на семью из четырех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 03.02.2014 возбуждено исполнительное производство N 2207/14/09/63.
По муниципальному контракту от 24.11.2015 N 2015.438193 и дополнительному соглашению к нему от 07.12.2015 Администрация приобрела жилое помещение (квартиру) стоимостью 1 800 000 руб. 38 коп. по адресу: г. Жигулевск, мкр. В-1, д. 7, кв. 5, что подтверждается платежным поручением от 09.12.2015 N 2165.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.12.2015 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 21.12.2015 N 2685 с Нестеровой А.И. 28.12.2015 был заключен договор N 848 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 28.12.2015.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Жигулевска от 13.02.2016 исполнительное производство в отношении Администрации окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержавшихся в исполнительном документе.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 01.08.2013 по гражданскому делу N 2-1626/2013 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Чудиной Е.А., Чудину А.А., Чудиной К.А. жилого помещения на семью из трех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 06.02.2014 возбуждено исполнительное производство N 2608/09/14/63.
По муниципальному контракту от 25.01.2016 N 2016.12102 и дополнительному соглашению к нему от 04.02.2016 Администрация приобрела жилое помещение (квартиру) стоимостью 2 201 076 руб. 60 коп. по адресу: г. Жигулевск, ул. Пролетарская, д. 7, кв. 12, что подтверждается платежным поручением от 11.02.2006 N 125.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2016 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 12.02.2016 N 267 с Чудиным А.А. 11.03.2016 был заключен договор N 129 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 11.03.2016.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 24.06.2014 по гражданскому делу N 2-870/2014 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Петровой С.А. вне очереди жилого помещения по установленным нормам на семью из трех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом жилой площади, находящейся в собственности Петровой С.А. и членов ее семьи.
В отношении Администрации, на основании указанного судебного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Жигулевска 20.10.2014 возбуждено исполнительное производство N 22965/14/63009-ИП.
Администрация приобрела по муниципальному контракту от 29.01.2016 N 0142300006215000148.78038 и дополнительным соглашениям к нему (N 1 и N 2) жилое помещение (квартиру) стоимостью 1 801 823 руб. 93 коп. по адресу: г. Жигулевск, ул. Пролетарская, д. 19, кв. 64, что подтверждается платежным поручением от 11.02.2016 N 124.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2016 Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировало за муниципальным образованием г.о. Жигулевск право собственности на указанное жилое помещение.
На основании постановления Администрации от 21.12.2015 N 268 с Петровой С.А. 24.02.2016 был заключен договор N 85 социального найма указанного жилого помещения, помещение передано по акту приема-передачи от 24.02.2016.
При рассмотрении вышеуказанных гражданских дел установлено, что истцы имеют детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", право на внеочередное обеспечение жильем у всех истцов возникло после 01.01.2005, а, кроме того, истцы (кроме Агеевой З.И.) имеют право на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена постановлением мэра г.о. Жигулевск от 24.07.2008 N 1250.
Письмом от 23.10.2014 N 7768 Администрация обратилась к Правительству Самарской области, с просьбой выделись денежные средства на приобретение жилья для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Минсоцдемографии Самарской области в дополнительном финансировании отказало, сообщив о возможности компенсации убытков, понесенных Администрацией в судебном порядке из федерального бюджета (письмо от 01.12.2014 N 5-06/972).
Наличие у Самарской области обязанности по компенсации указанных расходов послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованием о возмещении убытков.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Сумма денежных средств, затраченных Администрацией, составила 11 531 115 руб. 07 коп., подтверждается ценой контрактов на приобретение указанных жилых помещений.
Доказательств, опровергающих данный факт, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
Согласно абзацу первому статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца первого преамбулы Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Закона N 181-ФЗ предусматривают разное правовое регулирование порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты. В соответствии с нормами абзацев второго и четвертого статьи 17, а также нормами статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В отношении лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года, абзац третий статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что в таком случае инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда данным категориям граждан могут предоставляться органами местного самоуправления по договорам социального найма в случае наделения муниципальных образований в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ гарантировано гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в соответствующий перечень, право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.
В силу положений части 1 статьи 14, статей 52, 54, 56, 57 ЖК РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилых помещений гражданам по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.06.2013 N 499/13, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, выполняя требования федерального и регионального законодательства по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, вправе претендовать на возмещение понесенных расходов из бюджета соответствующего уровня.
Истец исполнил возложенную на него судебными актами обязанность по обеспечению семей, имеющей детей-инвалидов, жилыми помещениями, вместе с тем федеральный орган государственной власти встречную обязанность по компенсации расходов Администрации, связанных с реализацией названных полномочий, не исполнил.
Судебными инстанциями установлено, что главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, является Минсоцдемографии Самарской области.
Доказательств выделения финансовых средств органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанных граждан в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями закона N 181-ФЗ, статьями 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса, статьями 49, 51, 57 ЖК РФ, а также номами бюджетного законодательства, суды признали доказанным наличие у администрации убытков, обоснованность их расчета, и пришли к правомерному выводу о том, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право граждан данной категории на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законом.
Суд также правомерно взыскал с ответчика убытки в сумме 37 500 руб., вызванные уплатой исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что Администрация не смогла своевременно исполнить судебное решение Жигулевского городского суда от 25.05.2015 по гражданскому делу N 2-798/2015 в связи с тем, что ей не были выделены соответствующие денежные средства. При этом Администрация, обратившись в Железнодорожный районный суд г. Самары с заявлением о снижении исполнительского сбора, приняла разумные меры к уменьшению размера убытков.
Суд признал, что уплата Администрацией исполнительского сбора находится в причинной связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья.
Довод о том, что площадь предоставленных жилых помещений превышает нормы, утвержденные постановлением мэра г.о. Жигулевск от 24.07.2008 N 1250 "Об утверждении норм принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставления площади по договору социального найма", подлежит отклонению.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с частью шестой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемом случае решениями Жигулевского городского суда Самарской области установлено, что в семьях имеются дети-инвалиды, страдающие заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Ссылка на то, что судом не принят во внимание довод Минсоцдемографии Самарской области о пропуске срока исковой давности, не состоятельна и не может служить основанием к отмене обжалованных судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд правомерно исходил из того, что течение срока исковой давности по требованию о взыскании убытков, которые возникли из-за неисполнения публично-правовым образованием обязанности компенсировать расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, начинается не ранее окончания финансового года, когда была предоставлена льгота, если нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки выплаты компенсации.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекс Российской федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря (статья 264).
Следовательно, о нарушении права на получение компенсации за указанные расходы истец мог узнать только по окончании соответствующего финансового года (2014 или 2015).
Истец обратился с иском в суд 11.03.2016, то есть в пределах срока исковой давности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судом на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделаны правильные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А55-5400/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью шестой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемом случае решениями Жигулевского городского суда Самарской области установлено, что в семьях имеются дети-инвалиды, страдающие заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2017 г. N Ф06-17990/17 по делу N А55-5400/2016