г. Казань |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А55-22071/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монплизир"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Корнилов А.Б., Сергеева Н.В.)
по делу N А55-22071/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монплизир" (ОГРН 10263003241689, ИНН 6345008322) к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказа, бездействия, третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монплизир" (далее - заявитель, общество, ООО "Монплизир") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - мэрия) в лице департамента по управлению муниципальным имуществом г. о. Тольятти от 16.07.2015 N 4997/5.2 в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного комплекса, по цене 10 % от кадастровой стоимости земельного участка и об обязании в месячный срок с момента передачи земельного участка в собственность органа местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Монплизир" путем предоставления ООО "Монплизир" земельного участка без торгов и заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного комплекса, по цене 10 % от кадастровой стоимости земельного участка; о признании незаконным бездействия Территориальному управлению Росимущества в Самарской области (далее - Управление Росимущества), выразившегося в невыполнении действий по принятию решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного комплекса, в муниципальную собственность городского округа Тольятти Самарской области и об обязании принять решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного комплекса, в муниципальную собственность городского округа Тольятти Самарской области, в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра).
Решением от 03.10.2016 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил заявленные требования частично. Суд признал незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в невыполнении действий по принятию решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений детского оздоровительного комплекса, в муниципальную собственность городского округа Тольятти Самарской области. В остальной части в удовлетворении заявления общества суд отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 решение суда первой инстанции от 03.10.2016 изменено, в удовлетворении заявленных требований ООО "Монплизир" отказано полностью.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:
1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;
2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;
3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;
4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1, 5 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Как установлено судами и следует из материалов дела, мэрия обратилась в адрес Управления Росимущества с заявлением от 27.02.2015 в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ, о передаче земельного участка, в том числе испрашиваемого ООО "Монплизир" земельного участка с кадастровым номером 63:09:01 05 019:503, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности детский оздоровительный комплекс "Жигули", из федеральной собственности в муниципальную собственность.
25 июня 2015 года ООО "Монплизир" обратилось в мэрию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0105019:503, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, зона отдыха, детский оздоровительный комплекс "Жигули", площадью 35 531 кв. м.
Письмом от 16.07.2015 N 4997/5.2 мэрия отказала заявителю в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении вышеуказанного земельного участка в связи с отсутствием факта передачи указанного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок.
Не согласившись с отказом мэрии и бездействием Управления Росимущества в невыполнении действий по безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность, ООО "Монплизир" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись N 63-09-1/2000-4639 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101150:37, внесенная 30.03.2000, а также запись N 63-09-1/2000-4641 о праве постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком ООО "Монплизир", внесенная 30.03.2000.
Запись о праве собственности муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области, возникшая в результате передачи спорного участка в порядке статей 39.30, 39.31 ЗК РФ, на момент рассмотрения спора в суде отсутствовала.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Принимая во внимание, что на момент обращения общества с заявлением в мэрию и на дату принятия мэрией оспариваемого отказа мэрия не обладала правом распоряжения спорным земельным участком, поскольку земельный участок из федеральной собственности в муниципальную собственность не был передан и право муниципальной собственности не зарегистрировано в установленном законом порядке, суды первой и апелляционной инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отказа мэрии в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок и в заключении договора купли-продажи земельного участка.
При этом удовлетворяя требования общества о признании незаконным бездействия Управления Росимущества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в суд с настоящим заявлением Управление Росимущества не исполнило обязанность по передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, предусмотренную частью 5 статьи 39.31 ЗК РФ, что подтверждается, в том числе, и вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-486/2015.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, и отказывая ООО "Монплизир" в удовлетворении заявления о признании незаконным оспариваемого бездействия ТУ Росимущества, апелляционный суд верно указал, что судом первой инстанции не было учтено, что оспариваемым бездействием Управление Росимущества права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку передача земельного участка из федеральной собственности в муниципальную не может ущемлять права общества, которое какого-либо участия в процедуре передачи земельного участка от одного собственника другому не принимает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из данной нормы процессуального права следует, что для удовлетворения заявленных обществом требований суду необходимо установить не только нарушение оспариваемым бездействием требований законодательства, но и нарушение прав и законных интересов заявителя в указанной сфере.
Рассмотрев спор, суд апелляционной инстанции не установил факта нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в результате бездействия Управления Росимущества, выразившегося в непринятии решения о передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Суд правомерно указал, что заявитель не является субъектом правоотношений, возникающих в процессе передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность. Сам по себе факт нахождения подлежащего передаче земельного участка у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования не свидетельствует о нарушении его прав на данный земельный участок оспоренным бездействием Управление Росимущества. Заинтересованным лицом в данном случае является мэрия, а не общество, так как земельный участок подлежит передаче в муниципальную собственность в лице мэрии, а не обществу, в связи с чем его законные интересы этим бездействием не затрагиваются.
Из оспариваемого отказа от 16.07.2015 N 4997/5.2 следует, что мэрия не возражает относительно рассмотрения заявления общества о переоформлении прав на спорный земельный участок по факту передачи земельного участка из федеральной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности.
Кроме этого, из переписки общества с мэрией, приложенной в материалы дела (письмо от 17.12.2015 N 8784/5.2) следует, мэрия как заинтересованное лицо оспорила бездействие Управления Росимущества, выраженное в непринятии в установленный срок решений о передаче в собственность городского округа Тольятти земельных участков, в арбитражный суд в рамках дела N А55-14401/2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2015 по делу N А55-14401/2015, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2016, заявленные требования мэрии удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Управления Росимущества, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 N 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 N 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в распоряжении Управления Росимущества от 22.05.2015 N 316. На Управление Росимущества возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов мэрии путем принятия решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 N 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 N 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в распоряжениях Управления Росимущества от 06.07.2015 N 410-р, от 06.07.2015 N 406-р, от 12.08.2015 N 484-р, от 31.07.2015 N 468-р, от 09.07.2015 N 423-р, от 21.08.2015 N 506-р, от 09.09.2015 N 546-р, от 07.09.2015 N 540-р, от 07.09.2015 N 543-р, от 09.09.2015 N 547-р, от 14.09.2015 N 565-р, от 10.09.2015 N 555-р, от 14.09.2015 N 564-р, от 09.09.2015 N 548-р, от 14.09.2015 N 566-р, от 14.09.2015 N 563-р и от 31.07.2015 N 468-р. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Таким образом, по заявлению мэрии как заинтересованного лица бездействие Управления Росимущества по непринятию в установленный законом срок решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, было предметом спора, признано незаконным.
Как правильно указано апелляционным судом, на момент вынесения решения суда первой инстанции, распоряжением от 23.06.2016 Управление Росимущества передало испрашиваемый земельный участок в муниципальную собственность, поэтому бездействие со стороны Управления Росимущества уже было устранено, то есть предмет спора отсутствовал.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии достаточных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания по заявлению общества бездействия Управления Росимущества незаконным и удовлетворения его требования в указанной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что нарушением сроков передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность Управлением Росимущества нарушено его право на льготный выкуп земельного участка в размере 10 % от кадастровой стоимости не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кроме этого, относительно указанного довода судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случае, если общество понесло убытки в результате действия (бездействия) государственных органов, оно не лишено возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями о взыскании убытков в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 по делу N А55-22071/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что нарушением сроков передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность Управлением Росимущества нарушено его право на льготный выкуп земельного участка в размере 10 % от кадастровой стоимости не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кроме этого, относительно указанного довода судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случае, если общество понесло убытки в результате действия (бездействия) государственных органов, оно не лишено возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями о взыскании убытков в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2017 г. N Ф06-18845/17 по делу N А55-22071/2015