г. Казань |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А65-9088/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Шириповой А.О. (доверенность от 31.05.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Садриевой К.Ю. (доверенность от 19.08.2016), Зайнуллиной А.С. (доверенность от 30.03.2016), Витковской Т.В. (доверенность от 25.10.2016),
садоводческого потребительского кооператива "Полянка" - Солнцевой Р.Р. (доверенность от 21.06.2016),
в отсутствие:
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - извещен надлежащим образом,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
Министерства обороны Российской Федерации - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Рогалева Е.М., Бажан П.В.)
по делу N А65-9088/2015
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 05.12.2014 N 7308 и встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 7 083 948,32 руб., третьи лица Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Садовый потребительский кооператив "Полянка", Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 4 по Республике Татарстан) об оспаривании решения от 05.12.2014 N 7308.
В свою очередь МИФНС России N 4 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан со встречным заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по налогам в сумме 5 365 078 руб., пеням в сумме 645 854,72 руб. и штрафам в сумме 1 073 015,06 руб.
Определением от 14.05.2015 вышеуказанные требования были объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2015 в удовлетворении первоначального иска было отказано, встречный иск налогового органа удовлетворен.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2016 решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 заявленные требования по первоначальному иску удовлетворены, а в удовлетворении встречного иска было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Налоговый орган не согласился с вышеуказанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 полностью по основаниям, указанным в жалобе.
Представители инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель учреждения в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
В судебном заседании 21.02.2017 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 28.02.2017, по окончании которого судебное заседание было продолжено.
По ходатайству заявителя определением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2017 судебное заседание отложено до 9 часов 15 минут 07.03.2017.
В связи с представлением дополнительных пояснений, судебной коллегией 07.03.2017 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 10.03.2017, после завершения перерыва судебное заседание продолжено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт от 07.08.2015 N 4942.
По результатам рассмотрения акта налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.12.2014 N 7308, в соответствии с которым налогоплательщику доначислена сумма земельного налога за 2013 год в общем размере 5 365 078 руб. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа размере 1 073 015,6 руб. На сумму неуплаченного в срок налога по состоянию на 05.12.2014 начислены пени в размере 645 854,72 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 19.03.2015 N 2.14-0-18/006632 решение МИФНС России N 4 по РТ N7308 от 05.12.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В свою очередь налоговый орган в связи с неуплатой указанных в решении сумм, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ, направил в адрес ответчика требование об уплате налога, пени штрафа от 01.04.2015 N 1011.
Поскольку в установленный в требовании срок для добровольной уплаты, суммы уплачены не были, ответчик обратился в суд со встречным заявлением к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности налогам в сумме 5 365 078 руб., пеням в сумме 645 854,72 руб. и штрафам в сумме 1 073 015,06 руб.
При новом рассмотрении суд первой инстанции признал недействительным решения налогового органа и отказал в удовлетворении встречных требований налогового органа. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При принятия обжалуемых судебных актов суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1 и земельный участок с кадастровым номером 16:50:171110:3, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя, заняты объектами федеральной собственности, необходимыми для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в силу части 2 статьи 389 НК РФ, пункта 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", не являются объектами налогообложения земельным налогом.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов в части земельного участка с кадастровым номером 16:50:080201:1.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ (далее также - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Федеральными законами.
В пункте 2 статьи 93 ЗК РФ указано, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что земли, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, являются федеральной собственностью и находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Анализ изложенных выше норм налогового и земельного законодательства свидетельствует о том, что не все земельные участки, предоставленные в пользование учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, исключены из объекта обложения земельным налогом. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В рассматриваемом случае суды установили, что по результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии с проверкой порядка использования недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации (акт от 02.03.2015) выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1, общей площадью 124.580 кв.м. (12,4 га), расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, Приволжский район, г. Казань, ул. Военный городок N 33, используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. В западной и южной части данного земельного участка на площади 8 га расположен действующий военный городок, в котором расквартирована войсковая часть 64424 (137 отдельная рота сопровождения воинских грузов и гарнизонная военная автоинспекция). Территория действующего военного городка войсковой части 64424 по всему периметру огорожена забором, внутри расположены здания и сооружения в количестве 27 штук. Объекты недвижимого имущества находятся в федеральной собственности и в оперативном управлении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, что подтверждается Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2009 N1060, выписками из реестра федерального имущества, свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, кадастровыми паспортами на соответствующие объекты военного городка N 33.
Данные обстоятельства дела не опровергнуты налоговым органом и не приняты во внимание при вынесении оспариваемого решения.
Таким образом, суды правомерно посчитал, что выводы решения налогового органа от 05.12.2014 N 7308 не соответствуют положениям пункта 1 части 2 статьи 389 НК РФ, пункта 2 части 4 статьи 27 ЗК РФ, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в части земельного участка с кадастровым номером 16:50:080201:1. Соответственно в удовлетворении встречных требований в указанной части правомерно отказано.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 16:50:171110:3 судами установлено, что общая площадь его составляет 133.859 кв.м. (13,3 Га.), расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, на нем размещены объекты недвижимого имущества, которые закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, а именно, три нежилых встроенных помещения первого этажа жилых домов, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Военный городок 33, дом 5, корпус 1, общей площадью 267,6 кв. метров. Помещения не используются. Доступ не возможен, входные двери закрыты; г. Казань, ул. Военный городок 33, дом 5, корпус 2, общей площадью 215,6 кв. метров. Указанные помещения используются Администрацией Вахитовского и Приволжского районов Исполкома муниципального образования города Казани (жилой комплекс "Старые горки"), уголовно-исполнительной инспекцией, Отделом исполнения наказаний и применения иных мер уголовного характера по Приволжскому району.
Также установлено, что помещение по адресу г. Казань, ул. Военный городок 33, дом 5, корпус 3, общей площадью 344,5 кв.м. используется опорным пунктом охраны порядка Дежурной части "Промышленный" Управления МВД России по городу Казани. Помещение площадью 24,4 кв.м. в оперативном управлении Управления МВД РФ по городу Казани. Зарегистрировано право оперативного управления на помещение N 1001 площадью 24,4 кв.м. (помещения на поэтажном плане NN 1, 2, 3, 4, 5).
В части помещений располагаются юридические лица, а именно: ООО Арслан (сеть продовольственных магазинов Августина), учредитель Прохоренко Эдуард Леонидович, адрес нахождения юридического лица 420089, г. Казань, ул. Дауровская, дом 20. Зарегистрировано право собственности на помещение N 1000 площадью 95,9 кв.м. (помещения на поэтажном плане NN 1, 7, 7а, 76, 8, 9), ООО "Военный городок 33", учредитель Хабибуллин Равиль Фаритович, ИНН 1659145793, ОГРН 1111690089048, адрес нахождения юридического лица 420055, г. Казань, ул.Черниговская, д. 38. Документов на право пользования нежилой площадью в размере 40 кв.м. не предоставлено, ООО "Атрея" (магазин Лукошко), учредитель Назимова Диляра Ануровна, ИНН 1658145141, ОГРН 1131690016314, адрес нахождения юридического лица 420095, г. Казань, ул. Шамиля Усманова, 32. Документов на право пользования нежилой площадью в размере 224 кв.м. не предоставлено.
Данные факты описаны судами в судебных актах и не оспариваются заявителем.
Кроме того, в решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2016 по делу N А65-6856/2016, вступившим в законную силу указано, что заявитель по настоящему делу ссылается на то, что спорный земельный участок используется садоводческим кооперативом для ведения садового хозяйства.
При этом суды сделали вывод, что факт изъятия земельного участка из оборота подтверждается нахождением на указанном земельном участке объектов федеральной собственности.
Однако судами не принято во внимание положение статьи 389 НК РФ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 18260/10, при разрешении вопроса об исключении земельных участков из объекта обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обороны.
В соответствии с пунктом 10 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору
Как установлено судебными инстанциями и следует из кадастрового паспорта на земельный участок 16:50:171110:3, принадлежащий в рассматриваемый период заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок отнесен к категории земель - "земли населенных пунктов", имеет разрешенное использование - "жилая зона".
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" не состоятельна, так как в данном случае оспариваемое решение налогового органа касается начисления земельного налога за 2013 год, а постановление принято в 2014 году.
Таким образом, установленные судами обстоятельства дела и материалы дела не свидетельствуют о фактическом использовании заявителем земельного участка в целях обороны. Соответственно у судов не было оснований для выводов о том, что находящийся в пользовании учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 16:50:171110:3 является изъятым из оборота в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 НК РФ и не признается объектом обложения земельным налогом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 названного Кодекса.
Поскольку заявитель в нарушение статей 388, 397 НК РФ в установленном порядке и в сроки не исчислил и не уплатил земельный налог, то соответственно налоговый орган правомерно приял оспариваемое решение о начисления налог за 2013 в размере 2 749 768 руб., а также о начислении пени в порядке статьи 75 НК РФ в сумме 331 020,07 руб. и привлечении к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 549 953,60 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты в части выводов суда по земельному участку с кадастровым номером 16:50:171110:3 подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Поскольку фактические обстоятельства дела судами установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении требований заявителя в части признания недействительным решения МИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 05.12.2014 N 7308 в части доначисления земельного налога по земельному участку 16:50:171110:3 в размере 2 749 768 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафа и об удовлетворении встречных требований МИФНС России N 4 по Республике Татарстан о взыскании земельного налога по земельному участку 16:50:171110:3 в сумме 2 749 768 руб., пени в сумме 331 020,07 руб., штрафа в сумме 549 953,60 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 по делу N А65-9088/2015 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 05.12.2014 N 7308 в части доначисления земельного налога по земельному участку 16:50:171110:3 в размере 2 749 768 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафа отменить.
В указанной части в удовлетворении требований заявителя отказать.
В части отказа в удовлетворении встречных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о взыскании земельного налога по земельному участку 16:50:171110:3 в сумме 2 749 768 руб., пени в сумме 331 020,07 руб., штрафа в сумме 549 953,60 руб. судебные акты отменить.
Встречные требования налогового органа в данной части удовлетворить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку заявитель в нарушение статей 388, 397 НК РФ в установленном порядке и в сроки не исчислил и не уплатил земельный налог, то соответственно налоговый орган правомерно приял оспариваемое решение о начисления налог за 2013 в размере 2 749 768 руб., а также о начислении пени в порядке статьи 75 НК РФ в сумме 331 020,07 руб. и привлечении к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 549 953,60 руб.
...
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.08.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 по делу N А65-9088/2015 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 05.12.2014 N 7308 в части доначисления земельного налога по земельному участку 16:50:171110:3 в размере 2 749 768 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафа отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2017 г. N Ф06-17643/17 по делу N А65-9088/2015
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17643/17
25.10.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13388/16
19.08.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9088/15
01.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6865/16
09.12.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14388/15
03.12.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9850/15
21.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9088/15