г. Казань |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А65-7411/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" - Никитина Д.В. (доверенность от 09.01.2017),
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района" - Никитина Д.В. (доверенность от 09.01.2017),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О. (доверенность от 30.12.2016),
Тухбиевой Т.Г. - паспорт,
Тумаковой М.А. - паспорт,
в отсутствие:
Сафиуллиной Р.Р. - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2016 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-7411/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ОГРН 1061684096583, ИНН 1659065386), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района" (ОГРН 1131690080466, ИНН 1658151402) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, гр. Тухбиевой Т.Г., гр. Тумаковой М.А., гр. Сафиуллиной Р.Р. о признании незаконными и отмене решения и предписания от 26.02.2016 N 2 по делу N 08-115/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района" (ОГРН 1061684096583, ИНН 1659065386) (далее - ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района", заявитель), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Приволжского района" (ОГРН 1131690080466, ИНН 1658151402) (далее - ООО "УК ЖКХ Приволжского района", заявитель) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) по делу N 08-115/2015 от 26.02.2016 N 2 в связи с отсутствием состава правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2016 к участию в деле в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены граждане: Тухбиева Т.Г., Тумакова М.А., Сафиуллина Р.Р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2016 оставлено без изменения.
Заявители, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить вышеуказанные судебные акты по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителей в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Сафиуллина Р.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без ее участия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в отношении ООО "УК ЖКХ Приволжского района" явилась поступившая в Татарстанское УФАС России жалоба гражданина (от 08.12.2014 вх. N 2654/ж) по факту предъявления жителям жилого фонда Приволжского района города Казани проектов договоров на обслуживание многоквартирного жилого дома с ООО "УК ЖК Приволжского района" (ИНН 1658151402).
Жителям жилого фонда Приволжского района города Казани предъявлялись проекты договоров на обслуживание с ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402), приобретая за счет ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" право на получение платы за услуги по управлению жилым фондом, что может вводить собственников жилых помещений в заблуждение.
Татарстанским УФАС России принято решение о возбуждении дела N 08-115/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402) по признакам нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1659065386).
В период рассмотрения дела N 08-115/2015 в Татарстанское УФАС России поступило обращение граждан, содержащее факты, указывающие на наличие признаков нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
02.06.2016 в антимонопольный орган поступила жалоба граждан (от 02.06.2015 вх. N 55/л) на действия ООО "УК ЖКХ Приволжского района" по вопросу правомерности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 10 по ул.Парина, N 40 по ул.Мавлютова г. Казани.
Татарстанское УФАС России установило, что действия ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402) и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1659065386) привели к тому, что жители не знали о том, что происходит смена управляющей организации на другую и ввели в заблуждение собственников помещений в МКЖД об управляющей организации. Татарстанское УФАС России признало ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402) и "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1659065386) нарушившими статью 14.2 Закона о защите конкуренции в части введения в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации, указав, что ввиду того, что, статья 14 Закона о защите конкуренции признана утратившей силу согласно Федеральному закону от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия управляющих компаний следует квалифицировать по статье 14.2 Закона о защите конкуренции.
Татарстанское УФАС России выдало ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, заявители обжаловали их в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении требований заявителей, при этом правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.
Антимонопольный орган в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания: а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
В соответствии со статьей 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица и по своему правовому положению приравнивается к объектам интеллектуальной собственности.
Статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
В целях правового регулирования именно с точки зрения антимонопольного реагирования определяющим фактором является введение потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке.
Судами установлено, что основным видом экономической деятельности ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402) и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1659065386) является управление эксплуатацией жилого фонда.
Указанные хозяйствующие субъекты имеют одну и ту же организационно-правовую форму, в наименованиях обществ использован один и тот же элемент "Управляющая компания Приволжского района" и они выступают конкурентами по отношению друг к другу, осуществляя однородные и схожие виды экономической деятельности, а также расположены в пределах одного территориального образования (город Казань). При этом сокращенные фирменные наименования ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402) и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1659065386) являются сходными до степени смешения, а их различительная способность крайне низка. Оба общества осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, указанные юридические лица состоят в конкурентных отношениях на соответствующем товарном рынке. Единоличным исполнительным органом в обоих обществах является Юсупов Рустем Ильгизович.
Как установили суды, жителям жилого фонда Приволжского района города Казани предъявлялись проекты договоров на обслуживание с ООО "УК ЖКХ Приволжского района" (ИНН 1658151402).
Согласно показаниям, проживающих в многоквартирных домах N 10 по ул. Парина, N 40 по ул. Мавлютова граждан, о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации (в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации) они извещены не были. О существовании новой управляющей организации граждане узнали, заметив в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг идентификационный номер налогоплательщика, отличный от номера, ранее указывавшегося на квитанции, наименование организации ООО "УК ЖКХ Приволжского района", сходное до степени смешения с наименованием управляющей организации ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района".
При этом, перед подписавшими протокол лицами вопрос смены управляющей организации не ставился, ставился вопрос о способе управления домом (товарищество собственников жилья или управляющая организация, в связи с чем жители делали выбор в пользу управляющей организации).
В материалы дела была представлена копия коллективного заявления жителей дома N 10 по ул. Парина (25 подписей), направленного в прокуратуру Приволжского района г. Казани, содержащего сведения о том, что бюллетени голосования они не подписывали.
Таким образом, судами установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах не знали о том, что произошла смена управляющей организации, то есть были введены в заблуждение.
Как верно указали суды, при сходстве произвольной части фирменного наименования возникает угроза смешения юридических лиц, использование ООО "УК ЖКХ Приволжского района" сокращенного фирменного наименования создает у потребителей неоправданные ассоциации с сокращенным фирменным наименованием ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района". В этой связи, учитывая осуществление этими юридическими лицами одинаковых видов экономической деятельности под схожими фирменными наименованиями, суды предыдущих инстанций пришли к выводу об обоснованности решения антимонопольного органа о совершении ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в введении в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации.
Данные действия ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" и ООО "УК ЖКХ Приволжского района" привели к тому, что жители не знали о том, что происходит смена управляющей организации на другую управляющую организацию со схожим до степени смешения сокращенного фирменного наименования (в наименованиях обществ использован один и тот же элемент "Управляющая компания Приволжского района"). Общества осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, указанные юридические лица состоят в конкурентных отношениях на соответствующем товарном рынке, следовательно, их различительная способность очень низкая.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах не могли выразить мнение о смене управляющей организации, так им был задан вопрос о выборе способа управления, а не о смене исполнителя жилищно-коммунальных услуг, что следует из протоколов общего собрания от 25.07.2014.
Конкуренты ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" и ООО "УК ЖКХ Приволжского района" были ограничены в возможности предложить свои услуги по управлению многоквартирными жилыми домами N 10 по ул. Парина, N 40 по ул. Мавлютова, г. Казань, что привело к ограничению конкуренции на рынке по управлению многоквартирными жилыми домами.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости квалификации действий ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" по статье 14.2 Закона о защите конкуренции, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 14 указанного закона утратила силу.
Доводу заявителей о том, что подтверждением законности протокола общего собрания собственников, которым в качестве управляющей организации выбрана ООО "УК ЖКХ Приволжского района", является решение Приволжского районного суда г. Казани от 11.02.2016 по делу N 2-1019, судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
Как верно указали суды, судом общей юрисдикции не исследовались вопросы соблюдения антимонопольного законодательства, судом вынесен судебный акт, основанный на установлении факта пропуска исковой давности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А65-7411/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно показаниям, проживающих в многоквартирных домах N 10 по ул. Парина, N 40 по ул. Мавлютова граждан, о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации (в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации) они извещены не были. О существовании новой управляющей организации граждане узнали, заметив в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг идентификационный номер налогоплательщика, отличный от номера, ранее указывавшегося на квитанции, наименование организации ООО "УК ЖКХ Приволжского района", сходное до степени смешения с наименованием управляющей организации ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района".
...
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости квалификации действий ООО "УК ЖКХ Приволжского района" и ООО "Управляющая компания ЖКХ Приволжского района" по статье 14.2 Закона о защите конкуренции, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 14 указанного закона утратила силу."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2017 г. N Ф06-18357/17 по делу N А65-7411/2016