г. Казань |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А12-34351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Желаевой М.З.,
при участии представителя:
ответчика - Алиев Ш.А., Салахиев И.Д. (доверенность от 20.09.2016),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Алиева Шамиля Абдулахадовича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Жаткина С.А., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-34351/2016
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Алиеву Шамилю Абдулахадовичу (ИНН 342603512542, ОГРНИП 312345819400011), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счетной палаты Волгоградской области (ИНН 3444065566, ОГРН 1023403444173) о взыскании 1 928 535 руб. 71 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алиеву Шамилю Абдулахадовичу (далее - ИП ГК(ф)Х Алиев Ш.А., ответчик) о взыскании средств гранта в размере 7 000 000 коп., полученных ответчиком по Соглашению от 10.09.2014 "о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Волгоградской области (далее - КСП).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 с индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Алиева Шамиля Абдулахадовича в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области взысканы средства гранта в размере 7 000 000 рублей, полученных ответчиком по Соглашению от 10.09.2014 "о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм".
Установив невыполнение ответчиком условий получения гранта по Соглашению от 10.09.2014, заключенному в целях реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", а именно не завершено строительство семейной молочной фермы к первому кварталу 2016 года, не создано трех рабочих мест, нарушение условий Соглашения от 10.09.2014 о постоянном месте проживании и предоставление недостоверных данных о месте жительства при предоставлении гранта, с учетом положений 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитет имел право потребовать возврата гранта.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Алиев Шамиль Абдулахадович, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебные акты вынесены при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; фактическое проживание получателя гранта соответствует месту открытия КФХ; доказательств, подтверждающих представление ответчиком недостоверных сведений, материалы дела не содержат; несмотря на выводы судов, материалами дела не подтвержден факт нецелевого использования полученного гранта; не принято судами во внимание факт приема на работу работников; утверждение о нарушении использования средств гранта не является обоснованным; условие соглашения об использовании средств гранта в восемнадцатимесячный срок на строительство фермы соблюдено.
В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетная палата Волгоградской области просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права и тем, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы" постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 407-п утверждён "Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее по тексту - Порядок N407-п).
Согласно пункту 1.4 Порядка N 407-п грант предоставляется главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств областного бюджета и (или) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм. Грант выделяется главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз (пункт 2.1).
В пункте 7.4. Порядка N 407-п указано, что грант подлежит возврату в областной бюджет в следующих размерах: при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком - в полном объеме; при выявлении факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта - в полном объеме; при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта (части средств гранта) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять, в том числе и порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, средства, предоставляемые ответчику в виде гранта, выделялись из бюджета Волгоградской области и при наличии правовых оснований подлежат возврату в бюджет Волгоградской области.
Средства соответствующего бюджета составляют казну субъекта Российской Федерации (статья 214 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьей 124, 125 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обращаясь в суд, действует от имени соответствующего публично-правового образования и в его интересах, в связи, с чем средства в рамках настоящего спора, при наличии к тому правовых оснований, могут быть взысканы в доход бюджета Волгоградской области и решение могло быть принято в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Однако, несмотря на соответствующее правовое регулирование указанных правоотношений, судом в нарушение положений статьи 133, 135, 168 АПК РФ, статьи 78 БК РФ не рассматривался вопрос о том, в чьих интересах предъявлен иск, кто является материальным истцом по делу. Денежные средства с ответчика взысканы в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области.
Кроме того, исходя из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ, возврат субсидий в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации возможен лишь в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, нормативным правовым актом органа субъекта Российской Федерации.
В пункте 7.4. Порядка N 407-п установлено, что грант подлежит возврату в областной бюджет при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком; при выявлении факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта; при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта (части средств гранта).
В соответствии с пунктами "з", "м" и "н" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-п глава хозяйства постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства; глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; глава хозяйства обязуется в течение 18 месяцев со дня получения гранта создать не менее трех постоянных рабочих мест.
Таким образом, ответчик, принимая грант по условиям Порядка N 407-П, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на свой счет обязался именно использовать средства гранта с соблюдением их целевого назначения; использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; в течение 18 месяцев создать не менее трех рабочих мест. По условиям пункта 1.2. Соглашения грант используется исключительно в соответствии с планом расходов (приложение N 1).
Истец в обоснование иска с учетом представленных уточнений ссылался на нарушение ответчиком пункта 4.1. соглашения и условий Порядка N 407-п по использованию гранта в течение 18 месяцев с момента его предоставления, то есть до 11.03.2016 и созданию им трех рабочих мест в указанный период.
В обоснование иска на нарушение ответчиком пункта "з" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-П и пункта 2.3.2 Соглашения истец не ссылался.
Однако, несмотря на необходимость обеспечения соблюдения принципов равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 АПК РФ) судом в обоснование удовлетворения исковых требований указано на нарушение ответчиком пункта 2.3.2 Соглашения и соответствующего условия Порядка N 407-п, что не соответствует правилам судопроизводства в арбитражных судах, лишает ответчика представлять и раскрывать доказательства в обоснование своих возражений.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о применении к сложившимся правоотношениям положений пунктами "з" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-П необходимо учитывать требования абзаца второго статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
При рассмотрении вопроса о соблюдении ответчиком требований "н" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-Пнеобходимо исходить из момента возникновения трудовых отношений между ответчиком и работником на основании положений Трудового кодекса РФ и их характера (постоянного, временного). Однако указанным обстоятельствам судами оценка не дана.
Оценивая соблюдение ответчиком требований пункта "м" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-П, необходимо исходить из буквального значения слов и выражений указанной нормы, предусматривающей период времени в течение которого грант должен быть использован главой крестьянского (фермерского) хозяйства с соблюдением целевого характера средств. План расходов средств гранта закреплен сторонами в приложении N 1 к Соглашению от 10.09.2014.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, указанные нарушения не устранены судом апелляционной инстанции, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо установить лицо, в интересах которого предъявлены требования, с учетом правильного применения норм процессуального права установить основания заявленных требований, с учетом правильного толкования норм Порядка N 407-п установить наличие или отсутствие нарушений ответчиком его условий, являющихся в соответствии с пунктом 7.4. Порядка N 407-п основанием для возврата ответчиком предоставленного гранта.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А12-34351/2016 отменить.
Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование иска на нарушение ответчиком пункта "з" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-П и пункта 2.3.2 Соглашения истец не ссылался.
Однако, несмотря на необходимость обеспечения соблюдения принципов равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 АПК РФ) судом в обоснование удовлетворения исковых требований указано на нарушение ответчиком пункта 2.3.2 Соглашения и соответствующего условия Порядка N 407-п, что не соответствует правилам судопроизводства в арбитражных судах, лишает ответчика представлять и раскрывать доказательства в обоснование своих возражений.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о применении к сложившимся правоотношениям положений пунктами "з" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-П необходимо учитывать требования абзаца второго статьи 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
При рассмотрении вопроса о соблюдении ответчиком требований "н" раздела 3 "Требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства" Порядка N 407-Пнеобходимо исходить из момента возникновения трудовых отношений между ответчиком и работником на основании положений Трудового кодекса РФ и их характера (постоянного, временного). Однако указанным обстоятельствам судами оценка не дана."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф06-19240/17 по делу N А12-34351/2016
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1134/18
14.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27633/17
05.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9294/17
23.06.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34351/16
04.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19240/17
07.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11972/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34351/16