г. Казань |
|
04 апреля 2017 г. |
Дело N А55-32138/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей Конопатова В.В., Кашапова А.Р.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2016 (судья Родионова А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи: Александров А.И., Серова Е.А.)
по делу N А55-32138/2015
по заявлению администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района "Управляющая компания", г. Нефтегорск, Самарская область (ИНН 6377009093),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 в отношении муниципального унитарного предприятия Нефтегорского района "Управляющая компания" (далее - МУП Нефтегорского района "Управляющая компания", должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим должником утвержден Малышев Евгений Владимирович.
Сообщение о введения наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 12.03.2016 N 41.
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - администрация муниципального района) 03.06.2016 обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 10 000 000 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016 заявление о включении требования в реестр требований кредиторов принято к рассмотрению и определено назначить судебное заседание не позднее, чем через месяц после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2016 (резолютивная часть от 14.06.2016) МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Малышев Е.В.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2016 в удовлетворении требования администрации муниципального района (вх. от 03.06.2016 N 80983) о включении требования в размере 10 000 000 руб. в реестр требований кредиторов должника отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 определение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация муниципального района обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции от 06.10.2016, постановление апелляционного суда от 14.12.2016 и принять новый судебный акт об удовлетворении требования, ссылаясь на нарушение судами норм права.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочными выводы судов о недействительности (ничтожности) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 2.2.6 договора от 28.10.2015 N 8, так как субсидия предоставлялась должнику в связи с тем, что население муниципального района Нефтегорский Самарской области несвоевременно оплачивало коммунальные услуги и образовалась задолженность МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" перед ресурсоснабжающей организацией, что могло повлечь срыв отопительного сезона. Заявитель полагает, что признание недействительным условия договора о возврате предоставленной должнику субсидии влечет ничтожность прочих условий договора.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Арбитражного суда Поволжского округа и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность определения Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2016 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов в силу следующего.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьями 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В соответствии со статьей 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, требование администрации муниципального района к должнику основано на договоре от 28.10.2015 N 8 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения с целью защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Нефтегорский.
Перечисление МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" субсидии в размере 10 000 000 руб. подтверждается платежным поручением от 03.11.2015 N 1968.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора получатель возвращает выделенные средства частями или полностью всей суммой по мере поступления платежей от населения за потребленные услуги в сумме 10 000 000 руб.
Неисполнение МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" обязательства по возврату денежных средств, полученных по договору от 28.10.2015 N 8, послужило основанием для обращения администрации муниципального района в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника.
Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции исходил из того, что средства, полученные из бюджета в качестве субсидий, были использованы должником - МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" в соответствии с их целевым назначением на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения, а именно, на оплату ГВС, теплоснабжения (оплату за природный газ), что подтверждается платежным поручением от 03.11.2015 N 1036 о перечислении данной суммы МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" на счет общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара". При этом суд признал пункт 2.2.6 договора от 28.10.2015 N 8 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области МУП Нефтегорского района "Управляющая компания", содержащий условие о возврате субсидии, ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставил определение последнего без изменения.
Суд округа считает, что с учетом установленных фактических обстоятельств по настоящему обособленному спору оснований для иных выводов не имеется, исходя из следующего.
Как установлено судами, в соответствии с пунктом 1.2 договора от 28.10.2015 N 8 перечисление средств районного бюджета осуществляется в соответствии с решением о бюджете муниципального района Нефтегорский на 2015 год, плановый период 2016-2017 годы и Порядком осуществления в 2015 году расходных обязательств.
Согласно разделу 2 договора от 28.10.2015 N 8 (пункты 2.1.2-2.1.4) администрация муниципального района (плательщик) перечисляет МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" (получателю бюджетных средств) субсидию в размере 10 000 000 руб. на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения с целью защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Нефтегорский в соответствии с бюджетной росписью по разделу "Коммунальное хозяйство" по кодам бюджетной классификации (раздел 05, подраздел 02, целевая статья расходов 99 0 64 40, вид расходов 810); плательщик вправе осуществлять в рамках своих полномочий контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных получателю в виде субсидии, и за ходом реализации настоящего договора, а также запрашивать от получателя любую документацию, отчеты об использовании выделенных средств.
По условиям пункта 2.1.5 договора в случае нецелевого использования бюджетных средств, в том числе непредставления или представления с нарушением установленных сроков получателем бюджетных средств документов, плательщик имеет право прекратить финансирование, расторгнуть договор в одностороннем порядке или уменьшить размер финансирования на сумму средств, использованных с нарушениями, а также потребовать возврат бюджетных средств полностью или частично.
Получатель бюджетных средств в соответствии с пунктами 2.2.1-2.2.5 договора направляет полученную субсидию на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения с целью защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Нефтегорский, обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в срок до 15.11.2015; неиспользованный остаток субсидий возвращает в районный бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Согласно условиям пункта 2.2.6 договора получатель возвращает выделенные средства частями или полностью всей суммой по мере поступления платежей от населения за потребленные услуги в сумме 10 000 000 руб.
Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 27.08.2015 N 1358 утвержден Порядок осуществления в 2015 году расходных обязательств по проведению мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения с целью защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Нефтегорский, который в свою очередь предусматривает: возмещение затрат и (или) недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, организаций коммунального комплекса в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и (или) возникновением задолженности, включая просроченную, по оплате топливно-энергетических ресурсов; оплату коммунальных услуг, потребленных муниципальными учреждениями. Также указанный Порядок определяет условия для осуществления возмещения обозначенных затрат и определяет порядок заключения договоров на предоставление субсидий.
Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 18.12.2014 N 443 (решением от 16.10.2015 N 518 были внесены изменения в данное решение) утвержден бюджет муниципального района Нефтегорский на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы, статьей 19 которого установлено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств местного бюджета, в том числе сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно приложению N 3 к вышеуказанному решению от 16.10.2015 N 518 - "Ведомственная структура расходов бюджета муниципального района Нефтегорский на 2015 год" предусмотрено выделение администрацией муниципального района Нефтегорский субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам по разделу "Коммунальное хозяйство" по коду бюджетной классификации раздел 05, подраздел 02, вид расходов 810, в размере 13 120 000 руб.
На основании решения о бюджете муниципального района Нефтегорский на 2015 год, плановый период 2016 и 2017 годы, Порядка осуществления в 2015 году расходных обязательств и заключенного договора от 28.10.2015 N 8 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения с целью защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района Нефтегорский, администрацией муниципального района Нефтегорский платежным поручением от 03.11.2015 N 1968 в адрес МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" была перечислена субсидия в размере 10 000 000 руб.
Согласно отчету о расходовании средств бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области по состоянию на 15.11.2015 указанная субсидия была в полном объеме использована по целевому назначению - на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения, а именно, на оплату ГВС, теплоснабжения (оплату за природный газ), что подтверждается платежным поручением от 03.11.2015 N 1036 о перечислении данной суммы МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" на счет ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательств по возврату. Однако данное правило не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Суды, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, установили факт использования субсидии (полученных должником денежных средств) для достижения целей, на которые она была предоставлена. Использование полученной МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" субсидии по назначению не оспаривается администрацией муниципального района.
Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о безвозмездности и безвозвратности субсидии, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости злоупотребления правом, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 2.2.6 договора от 28.10.2015 N 8 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области МУП Нефтегорского района "Управляющая компания", содержащий условие о возврате субсидии, является ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не соответствует требованиям закона или иного правового акта и при этом посягает на публичные интересы.
При таких обстоятельствах обоснованным и мотивированным является вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления администрации муниципального района о включении в реестр требований кредиторов должника с требованием, основанном на положениях пункта 2.2.6 договора от 28.10.2015 N 8.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что признание недействительным пункта договора должно в обязательном порядке повлечь признание недействительным всего договора, отклоняется как несостоятельная.
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Признание недействительным условия пункта договора не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств и, следовательно, не влечет ничтожности прочих условий договора.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебных актов кассационной инстанцией не выявлено, в связи с чем исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 по делу N А55-32138/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Минеева |
Судьи |
В.В. Конопатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о безвозмездности и безвозвратности субсидии, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости злоупотребления правом, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 2.2.6 договора от 28.10.2015 N 8 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области МУП Нефтегорского района "Управляющая компания", содержащий условие о возврате субсидии, является ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не соответствует требованиям закона или иного правового акта и при этом посягает на публичные интересы.
...
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2017 г. N Ф06-19051/17 по делу N А55-32138/2015
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25439/17
08.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9537/17
01.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20710/17
04.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20014/17
04.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19051/17
17.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-254/17
30.01.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17108/16
23.01.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18084/17
23.12.2016 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19087/16
14.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16261/16
21.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32138/15
29.02.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-32138/15