г. Казань |
|
26 апреля 2017 г. |
Дело N А55-14729/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2016 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционной суда от 27.12.2016 (председательствующий судья Сергеев Н.В., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-14729/2016
по заявлению Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью техно-торговый центр "Солитон", (ОГРН 1026301706859, ИНН 6319028851) о взыскании, при участии третьего лица - Рамазановой Залии Ильдусовны, г. Стерлитамак Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью техно-торговый центр "Солитон" (далее - общество) 27 455 рублей 40 копеек расходов излишне понесенных фондом в связи с недостоверностью представленных обществом сведений, влияющих на право получения пособия по обязательному социальному страхованию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В обоснование заявленных требований фонд ссылается на то, что обществом в октябре 2015 года заявителю представлен пакет документов на оплату пособия по беременности и родам за период с 06.05.2015 по 22.09.2015 на имя Рамазановой З.И.
Согласно полученным документам, Рамазановой З.И. пособие по беременности и родам причиталось исходя из расчета: средний заработок 136 722 рублей 12 копеек; ставка 1; количество дней расчетного периода 704; количество дней, подлежащих оплате 140, среднедневной заработок 194 рублей 21 копеек.
Так как в соответствии с законодательством Российской Федерации минимальный среднедневной заработок, исчисленный из МРОТ, составляет 196 рублей 11 копеек, то расчет пособия производится из МРОТ.
Размер пособия по беременности и родам Рамазановой З.И. составил 27 455 рублей 40 копеек.
Указанное пособие фондом перечислено 05.10.2015 на лицевой счет Рамазановой З.И. в соответствии с приказом фонда от 05.10.2015 N 740/15.
25.02.2016 общество представило реестр на перерасчет, согласно которому Рамазановой З.И. пособие по беременности и родам причиталось исходя из ставки 0,7 и должно было составить 19 219 рублей 20 копеек.
Фонд письмом от 09.03.2016 N 03-31/08/926 уведомил заявителя о факте излишне понесенных расходов в связи с предоставлением обществом недостоверных сведений и предложил в добровольном порядке вернуть денежные средства в размере 27 455 рублей 40 копеек.
Поскольку данные денежные средства обществом в добровольном порядке были не возвращены, фонд обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
С 01.07.2015 в соответствии с Положением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (редакции от 25.12.2014) Самарская область перешла на пилотный проект "Прямые выплаты", то есть пособия по социальному страхованию назначаются не бухгалтерией предприятия, а непосредственно филиалами регионального отделения и выплачиваются напрямую работнику на лицевой счет в банке или по почте.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Самарская область с 01.07.2015 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - "Положение").
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - "реестр сведений"), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Пунктом 16 Положения установлено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя.
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для того, чтобы наступила гражданско-правовая ответственность за причинение вреда, в частности, в виде возмещения убытков, необходимо установить факт наступления вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда, его вину, а также причинно- следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Судами установлено, что в мае 2015 года (до начала периода реализации пилотного проекта на территории Самарской области), обществом в соответствии с ранее действовавшими правилами выплаты пособий по беременности и родам было начислено и выплачено пособие по беременности и родам Рамазановой З.И. в размере 19 219 рублей 20 копеек за период с 06.05.2015 по 22.09.2015, согласно листку нетрудоспособности от 06.05.2015 N 180363115901.
21.09.2015 Рамазанова З.И. представила в адрес общества заявление о перерасчете пособия по беременности и родам с учетом доходов, полученных на прежних местах работы, предоставив для перерасчета оригиналы справок о сумме заработной платы за 2013-2014 годы, которые ранее обществу не предоставлялись работником.
Поскольку первичный расчет и выплата пособия Рамазановой З.И. произведены страхователем самостоятельно до вступления в силу пилотного проекта, а заявление о перерасчете Рамазановой З.И. поступило после начала периода реализации пилотного проекта на территории Самарской области, перерасчет пособия Рамазановой З.И. должен был производиться силами фонда.
В связи с этим в октябре 2015 года заявитель представил в фонд пакет документов на перерасчет пособия Рамазановой З.И.
Так, в фонд страхователем предоставлены заверенные копии и оригиналы: заявление Рамазановой З.И. о выплате (фактически - о перерасчете) пособия от 21.09.2015, первичный листок нетрудоспособности от 06.05.2015 N 180363115901, расчеты сумм пособия за май и сентябрь 2015 года, 2 справки других страхователей о заработке от 08.04.2015 N 15 и от 19.08.2015 N 810, сопроводительное письмо от 01.10.2015 N 651.
Факт направления вышеперечисленных документов подтверждается описью, представленной фондом.
В сопроводительном письме от 01.10.2015 N 651 общество просит фонд именно произвести перерасчет листка нетрудоспособности Рамазановой З.И. с указанием сумм пособий, ранее исчисленной - 19 219 рублей 20 копеек и с учетом перерасчета - 27 189 рублей 40 копеек на основании предоставленных справок от других работодателей.
Таким образом, общество просило произвести именно перерасчет пособия по указанному выше листку нетрудоспособности, а не заново производить назначение, начисление и выплату пособия в полном объеме.
Суды отклонили ссылку фонда на письмо с другим содержанием, поскольку обществом отрицалось направление данного письма, а по требованию суда фондом оригинал спорного письма не представлен. В то же время обществом представлено в дело оригинал письма от 01.10.2015 N 651, который приобщен к материалам дела.
Суды отклонили доводы фонда о не представлении обществом в фонд сведений о выплате Рамазановой З.И. в мае 2015 года пособия по беременности и родам в размере 19 219 рублей 20 копеек. Как указали суды, выплата обществом названному лицу пособия по беременности и родам в размере 119 219 рублей 20 копеек в мае 2015 года до начала реализации пилотного проекта подтверждается представленными в фонд заполненным листком нетрудоспособности и расчетом пособия в размере 19 219 рублей 20 копеек с указанием включения суммы пособия в платежную ведомость за май 2015 года, расчетным листком за май 2015 года и платежной ведомостью от 11.06.2015, которые были представлены страхователем в фонд, а также письменными объяснениями третьего лица - Рамазановой З.И., данными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
Вместе с тем, фонд своим правом своевременно не воспользовался, соответствующих запросов о представлении разъяснений по вопросам выплат ранее исчисленного пособия при предоставлении заявления на перерасчет в октябре 2015 года до выплаты спорной суммы пособия страхователю не направило.
Фондом только в апреле 2016 года сделан запрос в общество о представлении документов, подтверждающих выплату пособия по беременности и родам Рамазановой З.И.
16.05.2016 в адрес фонда поступило письмо с приложением документов, которые подтверждают выплату пособия по беременности и родам Рамазановой З.И. в мае 2015 года, в том числе платежная ведомость от 11.06.2015.
Форма заявления Рамазановой З.И. о выплате пособия, предусмотренного пунктом 2 Положения, утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.09.2012 N 335.
Имеющаяся в материалах дела копия заявления о выплате пособия от 21.09.2015 составлена Рамазановой З.И. в соответствии с утвержденной формой. В данном заявлении общество подтвердило только то обстоятельство, что Рамазанова З.И. является застрахованным лицом.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что обществом в адрес фонда были предоставлены достоверные сведения, необходимые для перерасчета пособия Рамазановой З.И.
Доказательств неправомерных действий общества по предоставлению недостоверной информации или отказа в предоставлении необходимых документов фондом не представлено. Следовательно, оснований для применения пункта 16 Положения не имеется.
В соответствии с пунктом 9.1. Положения, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в случае счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Судами установлено, что в рассматриваемом случае счетной ошибки со стороны общества не допущено.
Поскольку фондом достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт наступления вреда фонду, по вине именно общества, а также противоправности поведения общества, как причинителя вреда и его вины не представлено, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводов судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционной суда от 27.12.2016 по делу N А55-14729/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
...
Форма заявления Рамазановой З.И. о выплате пособия, предусмотренного пунктом 2 Положения, утверждена приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.09.2012 N 335.
...
В соответствии с пунктом 9.1. Положения, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в случае счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф06-19579/17 по делу N А55-14729/2016