г. Казань |
|
03 мая 2017 г. |
Дело N А65-19501/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Трашковой Л.Р., доверенность от 10.08.2016 N 5802/ИК,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Трашковой Л.Р., доверенность от 29.07.2016 N 11277/КЗИО-исх,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Хакимова Б.А., доверенность от 20.12.2016 N АГ-02/18781,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кузнецов С.А., Радушева О.Н.)
по делу N А65-19501/2016
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительным пункта 2 решения от 18.05.2016 по делу N 06- 318/2015,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет) и муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет земельных и имущественных отношений, Комитет) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными мотивировочной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган), признать недействительным пункт 2 решения от 18.05.2016 по делу N 06-318/2015, пункта 2 решения от 18.05.2016 по делу N 06-318/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, заявление удовлетворено, пункт 2 решения антимонопольного органа от 18.05.2016 по делу N 06-318/2015, а также мотивировочная часть данного решения признаны незаконными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС России по РТ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А65-19501/2016 отменить, кассационную жалобу удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по РТ поступило обращение от 13.07.2015 N 1523ж, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части незаконного предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:17148:24, 16:50:17148:26, 16:50:17148:27, 16:50:17148:28, 16:50:17148:45, 16:50:17148:92, 16:50:000000:8294, 16:50:000000:14073, расположенных в п. Мирный г. Казани Республики Татарстан.
По итогам проверки указанного обращения антимонопольным органом было установлено, что постановлением Исполнительного комитета от 29.10.2009 N 9153 гражданину Зарипову Рашиду Раисовичу предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 16:50:171748:0027 площадью 1309,5 кв.м, занимаемый незавершенным строительством объектом.
Между Исполнительным комитетом и Зариповым Рашидом Раисовичем 17.02.2010 был заключен договор купли-продажи N 9441 земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:0027.
Постановлением Исполнительного комитета от 29.10.2009 N 9152 гражданину Зарипову Наилю Раисовичу предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 16:50:171748:0028 площадью 1311 кв.м занимаемый незавершенным строительством объектом.
Между Исполнительным комитетом и Зариповым Наилем Раисовичем 17.02.2010 был заключен договор купли-продажи N 9435 земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:0028.
Постановлением Исполнительного комитета от 23.10.2009 N 6086 гражданину Maгсумову Баширу Хасановичу предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 16:50:171748:0024 площадью 1500 кв.м, занимаемый незавершенным строительством объектом.
Между Исполнительным комитетом и Магсумовым Баширом Хасановичем 12.10.2009 был заключен договор купли-продажи N 8355 земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:0024.
Поскольку публикация информационного сообщения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027, 16:50:171748:0028 и 16:50:171748:0024 не осуществлялась, антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях Исполнительного комитета имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части незаконного принятия постановлений от 29.10.2009 N 9153, от 29.10.2009 N 9152, от 23.10.2009 N 36086, что привело или могло принести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (дело N 06-318/2015).
Исполнительному комитету и Комитету земельных и имущественных отношений было выдано два предупреждения:
1) Исполнительному комитету по признакам нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части незаконного предоставления в собственность за плату из земель населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:171748:0027 на основании постановления от 29.10.2009 N 9153; 16:50:171748:0028 на основании постановления от 29.10.2009 N 9152; 16:50:171748:0024 на основании постановления от 23.07.2009 N 6086. Согласно данному предупреждению Исполнительному комитету было необходимо прекратить указанные действия путем отмены постановлений от 29.10.2009 N 9153, от 29.10.2009 N 9152, от 23.07.2009 N 6086;
2) Комитету земельных и имущественных отношений по признакам нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части незаконного предоставления в собственность за плату из земель населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027, 16:50:171748:0028, 16:50:171748:0024. Согласно данному предупреждению Комитету земельных и имущественных отношений было необходимо прекратить указанные действия путем возврата в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027, 16:50:171748:0028, 16:50:171748:0024.
Во исполнение предупреждения антимонопольного органа Комитет земельных и имущественных отношений обратился в Приволжский районный суд города Казани с исковыми требованиями о признании отсутствующими прав собственности Зарипова P.P., Зарипова Н.Р., Магсумова Б.Х., Пироговой Ф.Ф. на объекты и возврате вышеуказанных земельных участков.
По результатам рассмотрения дела N 06-318/2015 УФАС России по РТ, указало, что представленные в письме документы (вх. от 18.05.2016N 5484) являются достаточным доказательством надлежащего исполнения предупреждений (исх. от 10.03.2016 N ИП-06/3243 и от 10.03.2016 N ИП-06/3242), приняло решение, в котором потребовало:
1. Прекратить рассмотрение дела N 06-318/2015 в отношении Исполнительного комитета, Комитета земельных и имущественных отношений по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с исполнением предупреждения антимонопольного органа о необходимости прекращения действий (бездействии), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
2. Направить материалы дела N 06-318/2015 в адрес прокуратуры города Казани для рассмотрения вопроса о наличии в действиях виновных должностных лиц иных признаков нарушений действующего законодательства.
3. Направить материалы дела N 06-318/2015 в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса об ускорении исполнительного производства по судебному делу N 2-3611/14.
Не согласившись с пунктом 2 решения УФАС России по РТ от 18.05.2016 по делу N 06-318/2015, а также его мотивировочной частью, заявители оспорили его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного нормы права следует, что основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, Исполнительный комитет, Комитет земельных и имущественных отношений признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части незаконного предоставления в собственность за плату из земель населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027 на основании постановления от 29.10.2009 N 9153; 16:50:171748:0028 на основании постановления от 29.10.2009 N 9152; 16:50:171748:0024 на основании постановления от 23.07.2009 N 6086, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
К данному выводу антимонопольный орган пришел исходя из того, что в рассматриваемой ситуации публикация информационного сообщения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027, 16:50:171748:0028 и 16:50:171748:0024 не осуществлялась.
Между тем данная позиция антимонопольного органа ошибочна исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений Зарипова Рашида Раисовича от 21.01.2010 вх.N 1744 на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:27 площадью 1309,5 кв.м по ул. Гумера Гали (бывшая ул. Трубная), 23 Приволжского района г. Казани был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 17.02.2010 N 9441; на основании заявления Зарипова Наиля Раисовича от 21.01.2010 вх.N 1746 на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:28 площадью 1311,0 кв.м по ул. Гумера Гали (бывшая ул. Трубная), 23а Приволжского района г. Казани был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 17.02.2010 N 9435; на основании заявления Магсумова Башира Хасановича от 26.08.2009 вх.N 18836 на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:171748:24 площадью 1500,0 кв.м по ул. Гумера Гали (бывшая ул. Трубная), 21а Приволжского района г. Казани заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 12.10.2009 N 8355.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что Комитетом земельных и имущественных отношений вышеуказанные договоры заключались во исполнение постановлений исполнительного на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.03.2015 (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Суды учитывали, что соответствующая процедура в виде публикации информационного сообщения о предоставлении данных земельных участков обязательна в случае реализации свободного земельного участка.
Однако, Исполнительным комитетом были предоставлены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящегося на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:17148:0024 и 16:50:17148:0027 от 25.07.2008 серия 16-АА N 833504 и от 17.06.2008 серия 16-АА N 833504.
Управлением Росреестра по Республике Татарстан в адрес УФАС России по РТ по указанному объекту направлялось уведомление об отсутствии зарегистрированных прав от 16.11.2015 N 16/001/014/2015-12017.
Из полученного ответа из Управления Росреестра по Республике Татарстан следует, что право на указанный объект прекращено в связи с его ликвидацией на основании заявления о государственной регистрации прекращения права и ликвидации объекта и акта о сносе от 26.03.2010 N 1728, выданного РГУП БТИ министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
При осуществлении муниципального земельного контроля в 2015 году было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:17148:0024, 16:50:17148:0027, 16:50:17148:0028 какие-либо объекты отсутствуют, территория не ограждена, строительная и иная деятельность на дату обследования 27.07.2015 не ведется.
Более того, во исполнение предупреждения антимонопольного органа по принятию мер возврата в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:17148:0024, 16:50:17148:0027, 16:50:17148:0028, Исполнительный комитет обращался в Приволжский районный суд г. Казани о признании отсутствующим права и возврата земельных участков.
Приволжским районным судом г. Казани было установлено, что земельные участки были переданы Зарипову Р.Р., Магсумову Б.Х. в соответствии с положениями действовавшего земельного законодательства, на момент передачи земельного участка в собственность на нем имелся объект недвижимого имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
Суды руководствовались положениями части 2 статьи 69 АПК РФ и признали, что на спорных земельных участках находились объекты, в связи с чем не требовалась публикация извещения о предстоящем предоставлении земельных участков и реализация их с торгов. Данное обстоятельство исключает нарушение комитетом земельных и имущественных отношений, выраженное в незаконном предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ввиду отсутствия нарушения со стороны заявителя у антимонопольного органа отсутствуют основания для направления материалов в прокуратуру г. Казани с целью рассмотрения вопроса о наличии в действиях виновных должностных лиц иных признаков нарушений действующего законодательства.
Суды первой и апелляционной инстанций учли вышеизложенное и пришли к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях заявителей нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию антимонопольного органа, содержащуюся в оспариваемом предупреждении, поэтому не учитываются судебной коллегией по указанным выше мотивам.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А65-19501/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из мотивировочной части оспариваемого решения, Исполнительный комитет, Комитет земельных и имущественных отношений признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части незаконного предоставления в собственность за плату из земель населенных пунктов земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:171748:0027 на основании постановления от 29.10.2009 N 9153; 16:50:171748:0028 на основании постановления от 29.10.2009 N 9152; 16:50:171748:0024 на основании постановления от 23.07.2009 N 6086, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
...
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что Комитетом земельных и имущественных отношений вышеуказанные договоры заключались во исполнение постановлений исполнительного на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.03.2015 (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
...
Суды первой и апелляционной инстанций учли вышеизложенное и пришли к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях заявителей нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2017 г. N Ф06-20061/17 по делу N А65-19501/2016