г. Казань |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А55-14932/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья 36-Э, Самарская область, г. Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2016 (судья Бунеев Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу N А55-14932/2016
по исковому заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", г. Самара (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к товариществу собственников жилья 36-Э, Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1036301036584, ИНН 6321089636) о взыскании неосновательного обогащения и пени,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья 36-Э (далее - ТСЖ 36-Э, товарищество, ответчик) о взыскании 30 893 руб. 10 коп. неосновательного обогащения в связи с неоплатой взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.04.2016, 3682 руб. 44 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ 36-Э обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что на момент вынесения судебного решения истец утратил право на формирование фонда капитального ремонта дома N 30 по ул. 40 лет Победы г. Тольятти, собственники помещений многоквартирного дома приняли 25.12.2013 решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Товарищество является собственником нежилого помещения площадью 251,9 кв. м, расположенного в доме N 30 по ул. 40 лет Победы в г. Тольятти Самарской области, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации права от 13.06.2002.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт за период с августа 2014 года по апрель 2016 года, фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 30 893 руб. 10 коп. неосновательного обогащения и 3682 руб. 44 коп. пени на основании части 14.1. статьи 155 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона Самарской области N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, д. 30, включен в региональную программу, восьмимесячный календарный срок истек 31.07.2014, следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников с 01.08.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Одной из функций регионального оператора (фонда) в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Самарской области N 60-ГД является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Ответчик не представил доказательств оплаты взносов за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.04.2016.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, от 17.12.2014 N 784, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014-2015 годы на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5 руб. 07 коп.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5 руб. 84 коп.
Доводы ответчика, о том, что собственники помещений многоквартирного дома приняли 25.12.2013 решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, принадлежащем товариществу, обоснованно отклонены судами.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, пунктами 4 и 5 статьи 8 Закона Самарской области N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Самарской области N 60-ГД; 2) владелец специального счета; 3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории Самарской области.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 части 3 статьи 170 и части 2 статьи 176 ЖК РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно статье 10 Закона Самарской области N 60-ГД владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора Самарской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Закона, списка собственников помещений в многоквартирном доме, справки банка об открытии специального счета.
Орган государственного жилищного надзора Самарской области ведет реестр уведомлений об открытии специальных счетов, а также реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В силу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Как установлено судами, в решении собственников помещений многоквартирного дома от 25.12.2013 не определены ни размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, ни владелец специального счета, ни кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Из письма Государственной жилищной инспекции Самарской области от 16.08.2016 N 20125-у следует, что собственники многоквартирного дома по вышеуказанному адресу формируют фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора, уведомление о выбранном собственниками способе формирования капитального ремонта в инспекцию не представлено, в связи с чем данный жилой дом в реестр специальных счетов не включен.
Поскольку выбранный собственниками способ не был реализован, фонд капитального ремонта в отношении такого дома формируется на счете регионального оператора.
Таким образом, многоквартирный дом по адресу: г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, д. 30 включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный законом порядке и срок, постановлением мэрии городского округа Тольятти от 10.02.2014 N 403-Г1/1 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти", на счете регионального оператора - фонда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 по делу N А55-14932/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
...
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Самарской области от 26.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2017 г. N Ф06-19288/17 по делу N А55-14932/2016