г. Казань |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А12-48803/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
ответчика - Кузнецовой И.В. (доверенность от 26.10.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити-Экспресс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2016 (судья Троицкая Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Телегина Т.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-48803/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сити-Экспресс" к Комитету по рекламе администрации Волгограда о признании договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций действующим в редакции без учета внесения изменений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сити-Экспресс" (далее - истец, ООО "Сити-Экспресс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету по рекламе администрации Волгограда (далее - ответчик, Комитет) о признании договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 31.12.2013 N 13- 0090/т, действующим в редакции без учета внесения изменений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что действующее законодательство не содержит понятия "изменение градостроительной ситуации". Кроме того, у истца отсутствует доступ к проекту реконструкции указанной автомобильной дороги, в связи с чем не представляется возможным представить суду доказательства отсутствия изменений градостроительной ситуации.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом и ООО "Сити-Экспресс" заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 31.12.2013 N 13- 0090/т.
Срок действия договора 5 лет, с 31.12.2013 по 30.12.2018, что определено пунктом 6.1 договора.
Между истцом и ответчиком 31.12.2014 было заключено дополнительное соглашение к договору, в котором пункт 6.1 договора изложен в следующей редакции: "срок действия договора составляет 10 лет, с 31.12.2013 по 30.12.2023".
Кроме того, раздел 7 договора дополнен пунктом 7.5 в следующей редакции: "по основаниям, предусмотренным пунктами 7.1.3, 7.1.5, 7.1.6, 7.1.7, 7.1.8 договора, договор считается прекращенным в части предоставления возможности установки и эксплуатации тех рекламных конструкций, на которые будут распространены положения данных пунктов".
Пунктом 7.1.6 договора предусмотрено, что Комитет вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор до истечения срока его действия в случае изменения градостроительной ситуации на территории Волгограда, порядка размещения средств наружной рекламы на территории Волгограда, а равно необходимости проведения ремонтно-восстановительных либо строительных работ в границах участков расположения рекламных конструкций.
В адрес истца от ответчика поступили: - уведомления об одностороннем внесении изменений в договор: от 01.06.2016 N КР- 1699/06-14, от 01.06.2016 N КР-1696/06-14, от 01.06.2016 N КР-1695/06-14; - уточнения к указанным уведомлениям: от 27.06.2016 N КР-1969/06-14, от 27.06.2016 N КР-1971/06-14, от 27.06.2016 N КР-1968/06-14, которыми Комитет уточнил, что договор считается расторгнутым в части предоставления возможности установки и эксплуатации названных в указанных письмах рекламных конструкций (всего 22 рекламные конструкции) с 15.07.2016.
Истец, считая, что основания для внесения изменений в договор отсутствуют, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно частям 5, 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На основании статьи 37 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете по рекламе администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/972 (далее - Положение) Комитет является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным для реализации полномочий органов местного самоуправления Волгограда в сфере распространения наружной рекламы, праздничного оформления Волгограда.
В силу пункта 2.1.5 Положения Комитет в установленном порядке оформляет и заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности и не закрепленном на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
На основании пунктов 2.1.8, 2.1.9 Положения Комитет осуществляет контроль за соблюдением требований муниципальных правовых актов Волгограда при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Волгограда, принимает меры, направленные на демонтаж рекламных конструкций, установленных с нарушением правил, закрепленных законодательством Российской Федерации о рекламе и муниципальными правовыми актами Волгограда.
Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором.
Разделом 7 спорного договора предусмотрены случаи одностороннего расторжения договора до истечения срока его действия, в частности в случае изменения порядка размещения средств наружной рекламы на территории Волгограда, а равно необходимости проведения ремонтно-восстановительных либо строительных работ в границах участков расположения рекламных конструкций.
Основанием для уведомления Комитета от 01.06.2016 N КР-1699/06-14 об одностороннем внесении изменений в договор послужило постановление администрации Волгоградской области от 08.12.2014 N 77-п "Об утверждении основной части проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту "Реконструкция автомобильной дороги "Шоссе Авиаторов" от международного аэропорта Волгоград до ул.Историческая ("Самарский разъезд") (далее - проект планировки территории), которое вступило в силу со дня его подписания и официального опубликования (опубликовано "Волгоградская правда", от 17.12.2014 N 237).
Проектом планировки территории установлены границы зон планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры и рекламные конструкции, являющиеся предметом вышеуказанного уведомления, находятся на территории Волгограда, которая подлежит реконструкции в связи с принятием проекта планировки территории, т.е. находятся в границах участков проведения ремонтных работ.
Основанием для вынесения уведомлений от 01.06.2016 N КР- 1695/06-14, N КР-1696/06-14 об одностороннем внесении изменений в договор послужило изменение порядка размещения средств наружной рекламы, а именно зонирование территории Волгограда по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций, что предусмотрено приложением 2 к Правилам распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 N 36/1129.
Утвержденные Волгоградской городской Думой Правила относятся к нормативным актам органа местного самоуправления, регламентируют общий порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Волгограда.
Согласно пункту 3.3.18 договора истец обязан выполнять требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, установленные федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, как правильно указали суды, истец должен соблюдать требования по зонированию территории Волгограда по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций.
Кроме того, суды, со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащую исчерпывающий перечень способов защиты нарушенного права, обоснованно указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Довод ответчика о том, что установленные рекламные конструкции не препятствуют производству работ по реконструкции автомобильной дороги, правомерно отклонены судами, поскольку рекламные конструкции истца находятся на территории Волгограда, которая подлежит реконструкции в связи с принятием проекта планировки территории.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А12-48803/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 5, 9 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором; установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
...
Согласно части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором.
...
Согласно пункту 3.3.18 договора истец обязан выполнять требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, установленные федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, как правильно указали суды, истец должен соблюдать требования по зонированию территории Волгограда по типу размещения и объему площадей рекламных конструкций.
Кроме того, суды, со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащую исчерпывающий перечень способов защиты нарушенного права, обоснованно указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2017 г. N Ф06-20286/17 по делу N А12-48803/2016