г. Казань |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А12-8128/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2016 (судья Зотова Н.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Никольский С.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-8128/2016
по иску Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", г. Волгоград, о взыскании 3213 руб. 16 коп. арендной платы, 248 руб. 08 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа город Волжский Волгоградской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (далее - общество) о взыскании 3213 руб. 16 коп., из которых: 2965 руб. 08 коп. задолженность по арендной плате за период с 01.10.2015 по 31.12.2015, 248 руб. 08 коп. пени за период с 11.10.2015 по 31.12.2015.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016, требования удовлетворены частично, с суд взыскал с общества в пользу комитета пени в размере 193 руб. 73 коп.
Комитет, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В отзыве общество просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между Управлением муниципальным имуществом администрации города Волжского, переименованный в комитет (арендодатель) и ОАО "Генерирующая компания "Волжская", правопреемником которого является общество (арендатор) заключён договор от 01.08.2005 N 3833 аз аренды земельного участка общей площадью 8767,26 кв. м, из земель поселений, с кадастровым номером 34:35:020201:0044, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, Автодорога N 7, 19 под использование здания "Склад-Модуля" с антресольным этажом и пристройкой. Арендуемый земельный участок передан арендодателем и принят арендатором по акту приёма-передачи от 01.08.2005.
Пунктами 4.2, 4.3 договора установлен размер арендной платы с 24.06.2005 в сумме 36 669 руб. 06 коп. в месяц, подлежащий внесению арендатором ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца. Пунктом 7.1 договора аренды предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты арендатор перечисляет арендодателю пени в размере 0,05 % за каждый день просрочки от суммы, подлежащей перечислению.
Ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей за период с 01.10.2015 по 31.12.2015 послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя частично заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации суды установили факт отнесения общества к категории теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии на основании тарифов, утверждаемых уполномоченным органом, а также предоставления спорного земельного участка для размещения объекта - склада-модуля, являющегося сооружением, обслуживающим Волжскую ТЭЦ, для которого, предельная ставка арендной платы определена Приложением к приказу Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347), в размере 6 руб. за кВ. м (для Волгоградской области).
При этом, суды двух инстанций, произведя перерасчёт арендной платы, с учётом поступивших по договору платежей, пришли к выводу об отсутствии на стороне арендатора задолженности по арендной плате за спорный период и наличии обязательств по оплате пени за период с 11.10.2015 по 31.12.2016 в сумме 193 руб. 73 коп.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2015, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 39.7, часть 4 которой, предусматривает, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ указанная часть изложена в редакции: "Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
Подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации определены земельные участки, связанные со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе, инженерно- технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведённые в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электрогазоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, право собственности на которые не разграничено, являются государственной собственностью.
Таким образом, несмотря на разграничение полномочий между правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении порядка определения размера арендной платы за землю, в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлены предельные ставки арендной платы в отношении земельных участков, на которых расположены объекты, указанные в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), арендная плата за федеральные земельный участки рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчёту, утверждёнными министерством экономического развития Российской Федерации.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 руб. за кв. м.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Представленной обществом справкой подтверждено, что оно является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии на основании тарифов, утверждаемых уполномоченным органом.
В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (далее - приказ N 295), а именно пункт 2.14 перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно - технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической энергии в перечень видов недвижимого имущества комплексов тепловых и электрических станций входят "Общестанционное оборудование": склады материально - технического резерва.
Довод заявителя жалобы о преюдициальном значении для рассмотрения настоящего спора установленных в рамках арбитражного дела N А12-46035/2015 обстоятельств расчёта размера арендной платы за спорный земельный участок за предыдущий период (с 01.09.2013 по 30.09.2015), исходя из 2 % его кадастровой стоимости, судами не приняты, поскольку установленные по настоящему делу обстоятельства отнесения арендатора к категории теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии, а также размещения на спорном земельном участке объекта, обслуживающего тепловую станцию, не являлись предметом исследования и оценки по указанному делу.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 по спору между теми же сторонами по иску о взыскании задолженности по арендной плате за иной период пользования.
В кассационной жалобе не приведено доводов опровергающих выводы судов.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.08.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А12-8128/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (далее - приказ N 295), а именно пункт 2.14 перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно - технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической энергии в перечень видов недвижимого имущества комплексов тепловых и электрических станций входят "Общестанционное оборудование": склады материально - технического резерва.
Довод заявителя жалобы о преюдициальном значении для рассмотрения настоящего спора установленных в рамках арбитражного дела N А12-46035/2015 обстоятельств расчёта размера арендной платы за спорный земельный участок за предыдущий период (с 01.09.2013 по 30.09.2015), исходя из 2 % его кадастровой стоимости, судами не приняты, поскольку установленные по настоящему делу обстоятельства отнесения арендатора к категории теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии, а также размещения на спорном земельном участке объекта, обслуживающего тепловую станцию, не являлись предметом исследования и оценки по указанному делу.
Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 по спору между теми же сторонами по иску о взыскании задолженности по арендной плате за иной период пользования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф06-16700/16 по делу N А12-8128/2016