г. Казань |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А57-11830/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дергачевское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.09.2016 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-11830/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дергачевское автотранспортное предприятие" (ИНН 6410003503, ОГРН 1136413000294)
к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910), заинтересованное лицо: государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (ИНН 6452118182, ОГРН 1156451022881), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ИНН 6452111028, ОГРН 1146450005602), о признании незаконными действий (бездействия).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дергачевское автотранспортное предприятие" (далее - заявитель, ООО "Дергачевское АТП", Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет, административный орган), выразившееся в переносе срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года; обязании административного органа рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородных сообщениях на 2016 год на основании базовых, отчетных и текущих показателей согласно положению, без обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, основной деятельностью ООО "Дергачевское АТП" является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Саратовской области по утвержденным маршрутам, расписаниям движения и по тарифам, установленным Правительством Саратовской области.
ООО "Дергачевское АТП" в целях получении субсидии на возмещение выпадающих доходов 08.07.2015 направило в адрес Комитета материалы для расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год, которые рассмотрены экспертной группой комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области с принятием экспертного заключения, согласно которому для Общества определен экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 год в размере: городское сообщение за 1 пассажира - 8 рублей, пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр - 0,64 рублей; в том числе по текущей деятельности 2016 года: городское сообщение за 1 пассажира - 12 рублей, пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр - 1,17 рублей.
Обществом в адрес административного органа направлен ответ о несогласии с предварительным экспертным заключением по расчету экономически обоснованных затрат учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год по следующим основаниям: объем перевозок пассажиров в городском сообщении увеличен в 1,91 раза, в пригородном сообщении пассажирооборот увеличен в 3,57 раза; с учетом разницы между плановыми показателями, утвержденными экспертными заключениями в 2013 - 201 годах, и фактически сложившейся себестоимостью перевозок за соответствующие годы образовавшейся в связи с задолженностью бюджета по выпадающим доходам в 2013 - 2014 годах, как "излишне начисленные доходы" и учитываемых Комитетом при формировании затрат и тарифов на городском и пригородном сообщениях в 2016 году, без учета расходов и отсутствия возмещения на 2015 год.
Впоследствии правлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области принято решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год и вернуться к рассмотрению экономически обоснованных тарифов предприятия при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года, при наличии подтвержденных данных об объемах перевозок, без пересмотра расходов определенных экспертной группой на 2016 год, оформленное протоколом от 22.03.2016 N 10.
Заявитель, не согласившись с действиями Комитета, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из соответствия действий административного органа в экономической сфере, его основным целям и задачам, а также из совершения данных действий в рамках предоставленных ему полномочий, которые не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов основанном на правильном применении норм права в силу следующего
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 9 положением о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 N 169-П (далее - Положение о Комитете) Комитет устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах области и производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием таких услуг.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.06.2012 N 22/7 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области" (далее - Постановление N 22/7) утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в городском сообщении на территории муниципальных районов и городских округов Саратовской области: в транспортных средствах категории М 3 - в размере 17 рублей за одну поездку; в транспортных средствах категории М 2 - в размере 18 рублей за одну поездку.
Вышеуказанным постановлением также утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Саратовской области: в транспортных средствах категорий М 2, М 3 пригородного сообщения - в размере 2,15 рублей за каждый километр пути, но не менее предельного тарифа в транспортных средствах категории М 3, установленного пунктом 1 настоящего постановления.
Для определения основных направлений деятельности комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в области регулирования и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - правление государственного регулирования тарифов (далее - Правление), персональный состав и порядок деятельности которого утверждается министром области - председателем Комитета в соответствии с законодательством (пункт 14 Положения о Комитете).
Судебными инстанциями из материалов настоящего дела установлено, что заявление ООО "Дергачевское АТП" об утверждении экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, 22.03.2016 было рассмотрено на заседании Правления государственного регулирования тарифов, по итогам которого коллегиальный орган, с учетом экспертного заключения и утверждённых постановлением Комитета N 22/7 предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области, пришел к выводу, что на данный момент у перевозчиков отсутствует право на получение субсидий из областного бюджета, в связи с чем, утверждение на текущий момент предложенного экспертной группой размера экономически обоснованных расходов не является необходимым, поскольку его отсутствие не нарушает права перевозчиков при выполнении ими задач, связанных с обеспечением транспортной доступности жителей Саратовской области, и принял решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, в том числе в отношении (расчетных) тарифов ООО "Дергачевское АТП"; вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной группой на 2016 год.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, установив, что административном органом не установлено недополучения заявителем доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа, а также принимая во внимание обстоятельство того, что Обществом не приведены доводы относительно заключения экспертной группы и произведенного экспертами расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год и не представлены доказательства наличия права на получение субсидий, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций, что решение Правления об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, равно как и указание на возможность вернуться к рассмотрению спорного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте, в данном случае не нарушает норм действующего законодательства и прав ООО "Дергачевское АТП" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что административный орган действовал в пределах предоставленных полномочий, при наличии законных оснований для принятия решения об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, на основе оформления результатов, проведенного коллегиальным органом заседания, в соответствии с требованиями действующего законодательства и в целях недопущения нарушений в сфере транспорта и дорожного хозяйства, правомерно отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции не отразил обстоятельства того, что заявителем требования были уточнены, однако измененные требования судом не рассматривались, что является основанием для отмены решения суда, обоснованно отклонены судебными инстанциями, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" одновременное изменение предмета и основания иска АПК не допускает.
Под изменением основания иска понимается замена фактов, указанных истцом первоначально в обоснование своего требования, новыми фактами либо приведение дополнительных фактов; возможно также исключение некоторых фактов из числа ранее указанных. Под изменением предмета иска подразумевается замена одного требования, указанного истцом, на другое, основанием которого являются первоначально указанные факты.
При изменении предмета или основания иска иск не должен меняться, он должен преследовать один и тот же интерес, тождество иска должно сохраниться, поэтому закон не допускает одновременного изменения истцом и предмета, и основания иска, так как в этом случае был бы предъявлен новый иск.
Первоначально заявителем заявлены требования о признании незаконными действий (бездействия) комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года, со ссылкой на неправомерное не рассмотрение Комитетом расчета экономически обоснованных затрат и перенос срока рассмотрения до обращения в Комитет министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
В последующем заявитель заявил требования о признании недействительным протокола заседания Правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.03.2016 N 10 и незаконным решения Правления, отраженное в протоколе от 22.03.2016 N 10, в отношении ООО "Дергачевское АТП", указав, что решением Правления ему фактически отказали в праве на получение субсидий.
Учитывая вышеизложенное суды первой и апелляционной инстанций, правильно применили нормы процессуального права, отклонив ходатайство заявителя, поскольку Общество просило изменить одновременно предмет и основание иска, и рассмотрел первоначальный иск.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А57-11830/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.06.2012 N 22/7 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области" (далее - Постановление N 22/7) утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в городском сообщении на территории муниципальных районов и городских округов Саратовской области: в транспортных средствах категории М 3 - в размере 17 рублей за одну поездку; в транспортных средствах категории М 2 - в размере 18 рублей за одну поездку."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2017 г. N Ф06-18789/17 по делу N А57-11830/2016