г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А65-15183/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Красильниковой Н.Ю. (доверенность от 01.01.2017 N 01/Д), Прокофьевой О.С. (доверенность от 01.01.2017 N 02/Д),
ответчика - Хасановой А.Р. (доверенность от 24.10.2016 N 146),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2016 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (председательствующий судья Балашева В.Т., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу N А65-15183/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Строим будущее", г. Набережные Челны (ОГРН 1091650010979, ИНН 1650197797) к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г. Казань (ОГРН 1051622037400, ИНН 1655065113) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Строим будущее" (далее - ООО УК "Строим будущее", Управляющая компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (далее - ГЖФ при Президенте РТ, Фонд, ответчик) о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 1 083 849,80 рублей, 23 839 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, 4 200 рублей в возмещение судебных издержек за предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016, требования истца удовлетворены, с ГЖФ при Президенте РТ в пользу ООО УК "Строим будущее" взыскано 1 083 849,80 рублей в счет уплаты задолженности, 23 839 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, 4 200 рублей в возмещение судебных издержек за предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Не согласившись с указанными судебными актами в части требований о взыскании суммы в счет уплаты задолженности за капитальный ремонт, ГЖФ при Президенте РТ обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, уменьшив размер платы за капитальный ремонт на 46 536 рублей. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права.
Считает, что обязанность по уплате вносов на капитальный ремонт у ответчика возникла с 01.06.2014, то есть с момента вступления в законную силу соответствующих положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, а не с 01.06.2013.
Также отмечает, что истцом не представлено доказательств принятия решений, которыми определялся бы порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт.
В отзыве ООО УК "Строим будущее" с доводами кассационной жалобы не согласилось, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГЖФ при Президенте РТ является собственником нежилых помещений N N 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10 площадью соответственно 103,4 кв.м, 110,1 кв.м, 135,7 кв.м, 135,3кв.м, 103,9 кв.м, 110,4 кв.м, 76,8 кв.м в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 25 (36-6-2), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управляющей организаций данного многоквартирного дома на основании договора управления многоквартирными жилыми домами от 02.11.2009 N 618-1/ф является ООО УК "Строим будущее".
Указывая, что ответчиком, как собственником помещений, за период с 01.06.2013 по 30.04.2016 не вносились плата за содержание и текущий ремонта многоквартирного жилого дома, за коммунальную услугу отопления, а также взносы на капитальный ремонт, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды, верно руководствуясь статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 153, 154, 155, 156 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и пришли к правильному выводу о том, что у ответчика, как собственника помещений в спорный период в силу прямого указания закона существует обязанность внесения истцу, как управляющей организации, платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги.
Довод жалобы о возникновении у ответчика обязанности по уплате вносов на капитальный ремонт только с 01.06.2014 - с момента вступления в силу соответствующих положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка.
Суды верно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, пунктов 28, 30 Правил N 491 жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, на капитальный ремонт.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (пункты 7, 8 статьи 156 ЖК РФ).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно статье 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 26.12.2012) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в ЖК РФ внесены изменения, в том числе в части порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающего в себя внесение собственниками помещений единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, в часть 2 статьи 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146.
Программа опубликована в установленном порядке в средствах массовой информации. Разработчиком программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Срок реализации программы: 2014-2043 годы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно абзацу 2 части 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (в редакции, действовавшей в спорный период) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан возникает у собственника помещений по истечении двух календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен указанный многоквартирный дом.
Судами правильно установлено, что порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта за предыдущий период указанной региональной программой капитального ремонта не установлен.
До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья, либо соответствующие решения органов местного самоуправления.
Таким образом, до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в силу положений Региональной программы капитального ремонта, у собственников помещений имеется обязанность вносить плату по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 5 статьи 153 ЖК РФ).
При таком положении, ответчик, являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном доме, за период до вступления в действие Региональной программы обязан вносить плату на капитальный ремонт в прежде существовавшем порядке.
Изменение механизма финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в отсутствие утвержденного порядка его фактической реализации в спорный период, не может служить основанием для освобождения ответчика как собственника помещений от обязанности по внесению соответствующих платежей.
В силу положений части 1 статьи 137, пункта 4 части 2 статьи 145, статей 155, 158 ЖК РФ ООО УК "Строим будущее" обладает правом истребования у собственника помещения многоквартирного дома спорной задолженности по внесению платы за капитальный ремонт.
В обжалуемых судебных актах также обоснованно отмечено, что сторонами заключено соглашение N 292 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта от 30.06.2014, в соответствии с которым истец является уполномоченной управляющей организацией на основании постановления от 18.04.2014 N 2316 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города" согласно Приложению N 1.
Расчет платы за капитальный ремонт в спорный период проверен судами и признан правильным.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика оспариваемой в кассационной жалобе суммы задолженности верно признаны правомерными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А65-15183/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До утверждения в предусмотренном статьей 168 ЖК РФ порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья, либо соответствующие решения органов местного самоуправления.
Таким образом, до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в силу положений Региональной программы капитального ремонта, у собственников помещений имеется обязанность вносить плату по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 5 статьи 153 ЖК РФ).
...
В силу положений части 1 статьи 137, пункта 4 части 2 статьи 145, статей 155, 158 ЖК РФ ООО УК "Строим будущее" обладает правом истребования у собственника помещения многоквартирного дома спорной задолженности по внесению платы за капитальный ремонт."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18669/17 по делу N А65-15183/2016