г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А12-34189/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Макменевой А.В., доверенность от 21.06.2016, Нечаева М.С., доверенность от 21.06.2016,
ответчика - Абрамовой К.В., доверенность от 03.03.2017 N 11-Д,
третьего лица (ООО "Центральный рынок") - Макменевой А.В., доверенность от 01.04.2016, Нечаева М.С., доверенность от 01.06.2016,
в отсутствие:
третьего лица (ИП Пономарев В.В.) - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Центрального района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-34189/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Букия Гела о признании незаконными действий администрации Центрального района Волгограда, выразившихся в направлении уведомления от 17.06.2016 о принудительном демонтаже и вывозе объекта, киоск и закусочная с вывесками "Шашлык, хачапури с сыром, пиво на розлив, рыба, закусочная" (ИП Букия Г.) (размер киоска: 2,2 м х 3,3 м, площадью 7,26 кв.м; размер закусочной: 10,4 м х 9,6 м, площадью 99,8 кв.м), в принудительном порядке к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, ул. Автотранспортная, 25 г, со взысканием средств, затраченных на демонтаж, транспортировку и хранение демонтированного объекта, заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", индивидуальный предприниматель Пономарев Виталий Викторович,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Букия Гела (далее - заявитель, ИП Букия Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Центрального района Волгограда (администрация, госорган), выразившихся в направлении уведомления от 17.06.2016 о принудительном демонтаже и вывозе объекта, киоск и закусочная с вывесками "Шашлык, хачапури с сыром, пиво на розлив, рыба, закусочная" (ИП Букия Г.) (размер киоска: 2,2 м х 3,3 м, площадью 7,26 кв.м; размер закусочной: 10,4 м х 9,6 м, площадью 99,8 кв.м), в принудительном порядке к месту ответственного хранения по адресу: г. Волгоград, ул. Автотранспортная, 25 г, со взысканием средств, затраченных на демонтаж, транспортировку и хранение демонтированного объекта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее - ООО "Центральный рынок"), индивидуальный предприниматель Пономарев Виталий Викторович (далее - ИП Пономарев В.В.).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу предприниматель и ООО "Центральный рынок" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 15 часов 20 минут 14.03.2017.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 17.06.2016 администрация предложила ИП Букия Г. в срок до 24.06.2016 в добровольном порядке освободить муниципальную землю от самовольно установленного нестационарного объекта, демонтировать объект и вывезти к месту его законного размещения или хранения.
Незаконность уведомления и правомерное размещение павильона предприниматель заявлением в арбитражный суд обосновал ссылкой на договор передачи во временное пользование части открытой асфальтированной площадки от 19.04.2016 N 21/2.
Договор о предоставлении права пользования части открытой асфальтированной площадки для организации предпринимательской деятельности от от 19.04.2016 N 21/2 заключен между ИП Пономаревым В.В. и ИП Букия Г., по условиям которого заявителю на срок до 28.02.2017 предоставлена во временное пользование часть открытой асфальтированной площадки площадью 63 кв. м., расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Советская, д. 17, для самостоятельной организации своей хозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции признал требование законным, поскольку действия ООО "Центральный рынок" и ИП Пономарева В.В. по заключению договора аренды и в последующем с ИП Букия Г. были предметом судебных разбирательств по арбитражным делам N А12-42984/2014 и N А12-59505/2015, которыми установлен факт законности нахождения на спорном земельном участке как самого ООО "Центральный рынок", так и иных лиц, с которыми общество заключило договоры о передаче во временное пользование части земельного участка в виде асфальтированной площадки.
Постановлением от 07.12.2016 суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции от 22.09.2016 без изменения, поскольку считает, что вопрос законности размещения спорного объекта на земельном участке может быть разрешен судом при рассмотрении требования о признании недействительными договоров между сторонами.
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 18.11.2014 N 130 был утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, действовавший в период с 26.11.2014 по 24.02.2016, согласно которому устанавливалась процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленная на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303 утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и без оформления земельно-правовых отношений, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Следовательно, названными нормами законодательством установлен административный порядок размещения нестационарных торговых объектов.
В силу главы 24 АПК РФ предприниматель вправе в случае нарушения его предпринимательских и экономических прав обратиться в арбитражный суд по оспариванию действий должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
Спорное уведомление о фиксации самовольно установленного объекта вынесено администрацией в рамках контроля за исполнением федерального закона и нормативных актов субъекта Российской Федерации, вынесенных в пределах представленных им полномочий.
Согласно пункту 1, 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Однако, обстоятельства рассматриваемого дела на предмет заявленного предпринимателем требования, а также правомерность действия должностного лица администрации на вынесение спорного уведомления полно и всесторонне судами не рассмотрены.
Ссылка судов нижестоящих инстанций на арбитражные дела N А12-42984/2014 и на N А12-59505/2015 судебная коллегия считает ошибочной, поскольку в данных делах обстоятельства дела иные. В рассматриваемом случае оспаривается действие органа местного самоуправления по вынесенному уведомлению в отношении предпринимателя согласно Постановлению администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положению о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует дать оценку, с учетом названных нормативных актов, законности действия администрации по вынесению спорного уведомления, а также проверить наличие полномочий ООО "Центральный рынок" по договору от 19.04.2016 N 21/2 на передачу во временное пользование части открытой асфальтированной площадки для установленных третьими лицами нестационарных торговых объектов.
Суд кассационной инстанции также отмечает следующее.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
Розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места (пункт 2 статьи 3 названного Закона).
Такой рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Закона о розничных рынках).
Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет, а юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (части 3, 4 статьи 8 данного Закона).
Сведения о выданном разрешении и управляющей рынком компании размещаются в сети "Интернет" в реестре рынков на официальном сайте осуществляющего формирование и ведение реестра рынков органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона о розничных рынках).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 15 данного Закона торговые места на розничном рынке размещаются на основе Схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности.
В части 9 статьи 15 Закона о розничных рынках установлено, что организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
Таким образом, на территории, выделенной под организацию розничного рынка, и утверждение Схемы размещения торговых мест, и выделение конкретному продавцу (в то числе, индивидуальному предпринимателю) торгового места относится к компетенции управляющей розничным рынком компании, а не органа местного самоуправления (администрации).
Однако, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, выделялся ли земельный участок площадью 12 487, 5 кв.м (на котором расположен, в том числе, и спорный нестационарный объект предпринимателя) органом местного самоуправления именно под организацию розничного рынка; внесены ли МУП "Центральный рынок" и ООО "Центральный рынок" в реестр рынков на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации как управляющая рынком компания и, соответственно, имели ли они право самостоятельно, без согласования с администрацией г. Волгограда, в порядке, указанном в Законе о розничных рынках и постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" планировать и размещать нестационарные торговые объекты на данном земельном участке.
Кроме того, положения Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти (пункт 3 статьи 1), а не вопросы предоставления во временное пользование части открытой асфальтированной площадки для установки самовольно установленных нестационарных объектов.
При таких обстоятельствах решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А12-34189/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 9 статьи 15 Закона о розничных рынках установлено, что организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются.
Таким образом, на территории, выделенной под организацию розничного рынка, и утверждение Схемы размещения торговых мест, и выделение конкретному продавцу (в то числе, индивидуальному предпринимателю) торгового места относится к компетенции управляющей розничным рынком компании, а не органа местного самоуправления (администрации).
Однако, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, выделялся ли земельный участок площадью 12 487, 5 кв.м (на котором расположен, в том числе, и спорный нестационарный объект предпринимателя) органом местного самоуправления именно под организацию розничного рынка; внесены ли МУП "Центральный рынок" и ООО "Центральный рынок" в реестр рынков на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации как управляющая рынком компания и, соответственно, имели ли они право самостоятельно, без согласования с администрацией г. Волгограда, в порядке, указанном в Законе о розничных рынках и постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" планировать и размещать нестационарные торговые объекты на данном земельном участке.
Кроме того, положения Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти (пункт 3 статьи 1), а не вопросы предоставления во временное пользование части открытой асфальтированной площадки для установки самовольно установленных нестационарных объектов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-18396/17 по делу N А12-34189/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34189/16
20.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18396/17
07.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11685/16
22.09.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34189/16