г. Казань |
|
19 апреля 2017 г. |
Дело N А55-14946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-14946/2016
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г.Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитета по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань, Самарская область, г.Сызрань, муниципального бюджетного учреждения г.о. Сызрань "Центр спортивных сооружений" (ОГРН 1086325000068, ИНН6325046094), Самарская область, г.Сызрань, Министерства строительства Самарской области, г.Самара,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 16.05.2016 N 63/008/300/2016-2350 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0116009:1875, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Декабристов, севернее земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116009:1397; понуждении Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение прав. Делу присвоен номер А55-14946/2016.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области от 10.05.2016 N 63/008/300/2016-2042 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0000000:9003, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная; понуждении Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение прав. Делу присвоен номер А55-14947/2016.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области от 07.05.2016 N 63/008/300/2016-2040 в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0000000:9006, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная; понуждении Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение прав. Делу присвоен номер А55-14948/2016.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 дела N А55-14946/2016, NА55-14947/2016, N А55-14948/2016 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу номера А55-14946/2016.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 13.01.2016 N 11 Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0000000:9006, 63:08:0000000:9003, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная.
Постановлением администрации от 27.01.2016 N 155 муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань "Центр спортивных сооружений" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:08:0116009:1875, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Декабристов, севернее земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116009:1397.
Администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями от 30.03.2016 N 63/008/300/2016-2040, N 63/008/300/2016-2042, от 08.04.2016 N 63/008/300/2016-2350 о государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на вышеуказанные земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю на основании абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Управление Росреестра по Самарской области уведомлениями от 07.04.2016 N 63/008/300/2016-2040, N 63/008/300/2016-2042, от 14.04.2016 N 63/008/300/2016-2042 приостановило государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на спорные земельные участки. Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области указало, что право государственной собственности на указанные земельные участки не разграничено, так как они были предоставлены Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань и муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань "Центр спортивных сооружений" на праве постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2006, что не влечет возникновения права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань на данные земельные участки.
Поскольку обстоятельства послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права в установленные сроки не были устранены, Управление Росреестра по Самарской области сообщениями от 07.05.2016 N 63/008/300/2016-2040, от 10.05.2016 N 63/008/300/2016-2042, от 14.04.2016 N 63/008/300/2016-2042 отказало администрации в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на вышеуказанные земельные участки.
Администрация, полагая, что данные отказы Управления Росреестра по Самарской области противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0000000:9006, 63:08:0000000:9003, 63:08:0116009:1397 предоставлены Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань и муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань "Центр спортивных сооружений" на праве постоянного (бессрочного) пользования после введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришли к правильному выводу о том, что право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на данные земельные участки не возникло.
Поскольку администрацией не представлены доказательства, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на вышеуказанные земельные участки, суды пришли к выводу, что оспариваемые отказы Управления Росреестра по Самарской области не противоречат действующему законодательству, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные земельные участки относятся к муниципальной собственности в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не зависимо от срока их предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, судебной коллегией отклоняется.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ).
В статьях 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" были указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших до 01.07.2006, предусматривалось, что в собственности муниципальных образований могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакциях, действовавших до 01.07.2006, предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006, признан утратившим силу Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"
Вышеуказанным законом были внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в том числе данный закон был дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие отнести земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Земельные участки, которые на момент введение в действие указанной нормы не были переданы соответствующим организациям, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, как не подпадающие под критерии разграничения государственной собственности, предусмотренные Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N53-ФЗ).
Поскольку администрацией спорные земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань и муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань "Центр спортивных сооружений" после введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суды пришли к правильному выводу о том, что право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на данные земельные участки по основанию, предусмотренному абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не возникло.
Иных оснований возникновения права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на вышеуказанные земельные участки в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования администрации необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А55-14946/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку администрацией спорные земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань и муниципальному бюджетному учреждению городского округа Сызрань "Центр спортивных сооружений" после введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суды пришли к правильному выводу о том, что право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на данные земельные участки по основанию, предусмотренному абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не возникло.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2017 г. N Ф06-19781/17 по делу N А55-14946/2016