г. Казань |
|
20 марта 2017 г. |
Дело N А55-24666/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Самары - Гиззатуллиной Д.Р., доверенность от 13.01.2017 N 04-10/00356,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Гиззатуллиной Д.Р., доверенность от 27.05.2016 N 12-22/0042,
в отсутствие:
иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РЖД"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Бажан П.В.)
по делу N А55-24666/2015
по заявлению открытого акционерного общества "РЖД", г. Самара, к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Самары, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 4, г. Самара, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решений,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Самары (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) от 13.05.2015 N 3154 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" излишне уплаченной суммы ЕСН".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
ОАО "РЖД", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Налоговый орган и Управление, в представленных в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывах на кассационную жалобу просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, и отзывы, заслушав явившегося в судебное заседание представителя инспекции и Управления, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" с августа 2003 года состоял на учете в качестве страхователя в филиале N 4 Государственного учреждения - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации.
Согласно расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 6 месяцев 2009 года, форме 4 ФСС РФ, следует, что страхователь - завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" имел задолженность по расчетам по ЕСН в размере 608 480,77 руб., а также задолженность по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере - 24 328,24 руб.
Государственным учреждением - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации, филиал N 4 вынесено решение от 08.06.2009 N 48 "О не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" о не принятии к зачету расходов, произведенные страхователем - плательщиком ЕСН с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке в сумме 703 485,09 руб.
Указанное решение от 08.06.2009 N 48 "О не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" вступило в законную силу.
Согласно материалам дела, Государственное учреждение - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации, филиал N 4, направило в адрес налогового органа перечень организаций, по которым предоставлены решения о непринятии к зачету расходов за январь - сентябрь 2009 года, в котором в том числе также указан страхователь.
24.07.2014 в адрес Государственного учреждения - Самарского регионального отделения ФСС Российской Федерации, филиал N 4, поступило заявление от ОАО "РЖД" о снятии с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения - Завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД".
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации снятие с регистрационного учета страхователя происходит при отсутствии заложенности за юридическими лицами по обязательным платежам.
На основании предоставленной ОАО "РЖД" информации данное открытое акционерное общество 21.01.2015 перечислило в Государственное учреждение - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации, филиал N 4, за свое структурное подразделение - Завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" образовавшуюся сумму задолженности по ЕСН, что подтверждается имеющимися в данном деле платежными поручениями.
Судами установлено, что анализ содержания данных платежных поручений в совокупности с решением от 08.06.2009 N 48 показывает, что уплаченная ОАО "РЖД" за свое структурное подразделение - Завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги -филиал ОАО "РЖД" денежная сумма в размере - 608 480,77 руб. не является излишне уплаченной данным открытым акционерным обществом.
После погашения ОАО "РЖД" задолженности по обязательным платежам в сумме 608 480,77 руб. за свое структурное подразделение - Завод по ремонту подвижного состава - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" в пользу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации, филиал N 4, последнее приняло решение от 30.01.2015 N 7 "О снятии с регистрационного учета в территориальном органе ФСС юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения".
ОАО "РЖД" 15.07.2015 обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче совместного акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2016 по Куйбышевской железной дороге - филиал "ОАО "РЖД"
Согласно материалам дела 17.07.2015 между ОАО "РЖД" и налоговым органом был оформлен акт "Совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам" по состоянию на 01.07.2015 N 16347, в котором содержится информация о наличии переплаты по ЕСН, зачисляемому в ФСС, в сумме 608 480,77 руб.
Общество, основываясь на содержании указанного акта "Совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам" по состоянию на 01.07.2015 N 16347 обратилось с заявлением к налоговому органу по вопросу осуществления зачета (возврата) сумм "переплаты" по ЕСН.
Налоговым органом принято решение от 13.05.2015 N 3154 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", которым было отказано указанному открытому акционерному обществу в возврате ЕСН в сумме 608 480,77 руб., поскольку последним не подтверждено наличие переплаты по данному виду налога в указанном размере.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарской области (далее - Управление).
Решением Управления 21.08.2015 N 20-14/21092@решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, при этом исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 и пунктом 7 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном Кодексом.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов предусмотрен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Подлежит возврату сумма излишне уплаченного налога.
Переплатой налогов может быть признана уплата суммы налога более суммы фактического налогового обязательства. Переплата налогов, сборов или пени происходит в результате расчетной ошибки, добросовестного заблуждения о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, неверной сумме недоимки, указанной налоговым органом и так далее.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-0, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение 3 - лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Судами правомерно отмечено, что с 01.01.2010 налоговые органы не являются администратором по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом при получении заявления от Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" о возврате излишне уплаченного ЕСН, зачисляемого в ФСС Российской Федерации, в сумме 608 480,77 руб., в рамках утвержденного порядка, в целях исключения неправомерного изъятия государственных средств внебюджетного фонда Российской Федерации, направлены запросы от 30.04.2015 N 04-31/06488@ и от 03.06.2015 N 04-31/08408@ в филиалы N 4 и N 5 Государственного учреждения - Самарское региональное отделения ФСС Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о наличии (отсутствии) переплаты по ЕСН по налогоплательщику - Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "РЖД".
Согласно ответам от филиалов N 4 и N 5 Государственного учреждения - Самарское региональное отделения ФСС Российской Федерации наличие переплаты по ЕСН в размере 608 480,77 руб. по страхователю - Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" не подтверждено, поскольку данная сумма являлась задолженность страхователя за 2009 год.
Указанная задолженность в сумме 608 480,77 руб. образовалась в связи с не принятием страховщиком к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования по результатам выездной налоговой проверки - Завода по ремонту подвижного состава - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", ИНН 7708503727, КПП 636702001 (снято с налогового учета - 10.08.2009), проведенной филиалом N 4 Государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (решение от 08.06.2009 N 48 "О не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования").
При этом судами установлено, что страхователем - Завод по ремонту подвижного состава - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", в нарушение принятого Государственным учреждением - Самарское региональное отделение ФСС Российской Федерации, в лице филиала N 4 решения от 08.06.2009 N 48 "О не принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования" уточненная налоговая декларация по ЕСН за 2009 год не была представлена, а в расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за шесть месяцев 2009 года, форма - 4 ФСС РФ, у страхователя имелась задолженность в сумме 608 480,77 руб.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу, что перечисленная 21.01.2015 Куйбышевской железной дорогой - филиал ОАО "РЖД" за свое структурное подразделение - Завод по ремонту подвижного состава - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД", сумма ЕСН, зачисляемая в ФСС Российской Федерации, в размере 608 480,77 руб., не является излишне уплаченной, а фактически является оплатой задолженности за 2009 год.
Следовательно, налоговым органом правомерно принято решение от 13.05.2015 N 3154 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)".
При этом судами указано, что акт "Совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам" по состоянию на 01.07.2015 N 16347, в котором содержится информация о наличии переплаты по ЕСН, зачисляемому в ФСС в сумме 608 480,77 руб., в отсутствие в материалах настоящего дела надлежащих доказательств наличия у заявителя переплаты по ЕСН в указанной сумме, поскольку формальное отражение числящейся на лицевом счете налогоплательщика спорной переплаты по ЕСН, нельзя в данном конкретном случае расценивать как надлежащее доказательство ее наличия.
Довод заявителя о том, что отсутствуют, какие либо доказательства о том, что ОАО "РЖД" знало о наличии решения N 48, и, соответственно об имеющейся задолженности, был исследован судами и правомерно отклонен, поскольку не соответствует материалам дела, что нашло свое отражение в судебных актах.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержат доводов, опровергающих сделанные судами выводы. Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебных актов в обжалуемой части.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А55-24666/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-0, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение 3 - лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
...
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2017 г. N Ф06-17603/17 по делу N А55-24666/2015