г. Казань |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А55-29502/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Дружинина В.А., доверенность от 30.09.2015,
ответчика - Ивановой Т.В., доверенность от 16.08.2016,
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Рябовой И.Ю., доверенность от 12.12.2016,
в отсутствие:
Администрации городского округа Самара - извещена надлежащим образом
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
Правительства Самарской области, г. Самара - извещено надлежащим образом,
Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИтелоСтрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-29502/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИтелоСтрой", г. Москва (ОГРН 1027739089575, ИНН 7706225785) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Администрация городского округа Самара, г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительство Самарской области, г. Самара, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИтелоСтрой" (далее - ООО "Итело-Строй", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным полностью решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС N 18 по Самарской области) от 02.07.2015 N 12-13/36807 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация городского округа Самара, министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2016 заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 02.07.2015 N 12-13/36807 о привлечении ООО "ИтелоСтрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ИтелоСтрой".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2016 отменено. В удовлетворении заявления ООО "Итело-Строй" отказано.
Общество, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить вышеуказанный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара отклонила кассационную жалобу, просила оставить судебный акт без изменения.
Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, г. Самара, Территориальное управление Росимущества в Самарской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции и Департамента управления имуществом городского округа Самара, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области на основании первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в отношении ООО "ИтелоСтрой" была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам рассмотрения которой налоговым органом вынесено решение от 02.07.2015 N 12-13/36807, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 19 379 руб., ему доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 387 574 руб., а также пени в сумме 29 137,70 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 09.09.2015 N 03-15/22538@ решение инспекции от 02.07.2015 N 12-13/36807 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 02.07.2015 N 12-13/36807, общество обратилось в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что при определении налогооблагаемой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в 2014 году, следует руководствоваться его кадастровой стоимостью, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции посчитал выводы суда первой инстанции не соответствующими нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), позволяющим правообладателю земельного участка выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с положениями Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и прямо предусматривающим обязанность правообладателя земельного участка обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об изменении разрешенного использования. Суд посчитал, что в рассматриваемом случае в соответствии со статьей 65 АПК РФ инспекцией доказан факт использования заявителем спорного земельного участка не по целевому назначению. Поскольку налогоплательщику установлена кадастровая стоимость земельного участка исходя из одного вида использования, а фактически он использует участок в иных целях, и в проверяемый период не обращался за изменением вида разрешенного использования, суд апелляционной инстанции согласился с выводами инспекции о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в связи с занижением налоговой базы.
Между тем судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
По данным налогового органа, согласно сведений, представленных Управлением Росреестра Самарской области, обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером 63:01:0816011:577, доля в праве - 1,00, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 499 908 руб., вид разрешенного использования - под производственные помещения, площадь - 200 кв.м; с кадастровым номером 63:01:0816011:2, доля в праве - 0,6763, кадастровая стоимость на 01.01.2014 - 7 694 350 руб., вид разрешенного использования - под производственные помещения, площадь - 4568,8 кв.м.
Основанием для доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым м 63:01:0816011:2, расположенному под торговым центром "Европа", послужило обстоятельство несоответствия фактического использования земельного участка виду разрешенного использования, указанному в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ЗК РФ при определении основных принципов земельного законодательства установлено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса. В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса виды разрешенного 'пользования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен статьей 8 Градостроительного кодекса и статьей 11 Земельного кодекса к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 05.04.2013 N 229 "Об утверждении порядка осуществления департаментом г.о. муниципального земельного контроля за использованием земель на территории г.о. Самара", должностным лицом Департамента управления имуществом г.о. Самара была проведена проверка земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 на соответствие фактическому виду разрешенного использования.
По результатам осмотра земельного участка был составлен акт от 24.10.2014 N 407 о выявлении признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в фактическом использовании земельного участка не по целевому назначению, что нарушает положение статьи 42 ЗК РФ. Фактическая группа вида разрешенного использования по спорному земельному участку - торгово-офисный центр.
Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что общество использовало земельный участок не под разрешенный вид использования "под производственные помещения", а для размещения на данном участке объекта торговли.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что факты, изложенные в акте от 24.10.2014 N 407 установления фактического использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2, не соответствуют действительности.
Так, в акте указано, что разрешенным использованием этого земельного участка является использование "под производственные помещения".
Между тем, в свидетельстве Управления Росреестра по Самарской области о государственной регистрации права от 11.08.2004 серия 63-АБ N 241537 о государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "ИтелоСтрой" на рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в графе "Назначение" указано: "Земли поселений".
Кроме того, определение назначения участка дано в договоре от 08.07.2004 N 628 купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816011:2, заключенного Комитетом по управлению имуществом г. Самары (Продавец) и ООО "ИтелоСтрой" (Покупатель). В пункте 1.1 этого договора указано, что продается доля в праве собственности на земельный участок, относящийся к категории "земли поселений" и предоставленный под эксплуатацию нежилых зданий.
Также дополнительная информация о фактическом назначении земельного участка дана в свидетельстве Управления Росреестра по Самарской области о государственной регистрации права от 14.05.2001 серия 63-АА N 148912 о государственной регистрации права собственности ООО "ИтелоСтрой" на нежилое здание (административный корпус) расположенное на рассматриваемом земельном участке. Т.е. рассматриваемый земельный участок выделен под нежилое административное здание.
Судом первой инстанции также установлено, что ООО "ИтелоСтрой" имеет право на долю в общей долевой собственности на рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в размере 3090/4559. При этом вторым собственником рассматриваемого земельного участка является Российская Федерация.
Из правового режима общей долевой собственности, установленного гражданским законодательством РФ, следует, что внесение каких-либо изменений в отношении вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка с целью последующей корректировки кадастровой стоимости этого земельного участка возможно только по совместному решению со стороны всех собственников земельного участка.
При этом у ООО "ИтелоСтрой" отсутствует какая-либо информация о том, что налоговый орган обращался ранее или обратился в настоящее время к Территориальному управлению Росимущества в Самарской области, уполномоченному на распоряжение государственным имуществом в виде земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2, с предложением или требованием об изменении разрешенного вида использования этого земельного участка и уточнения его кадастровой стоимости.
Само Территориальное управление Росимущества в Самарской области, уполномоченное на распоряжение государственным имуществом в виде земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 не обращалось к ООО "ИтелоСтрой" с предложением об изменении разрешенного вида использования рассматриваемого земельного участка и уточнения его кадастровой стоимости.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что отсутствие необходимости в изменении разрешенного вида использования рассматриваемого земельного участка обусловлено также тем, что, использование здания, расположенного на рассматриваемом земельном участке с кадастровым номером 63:01:0816011:2, входящим в состав территориальной "Зоны Ц-1", под торгово-офисный центр полностью соответствует требованиям Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
Кроме этого, судом первой инстанции правомерно учтено, что помимо торгово-офисного центра на рассматриваемом участке расположена силовая трансформаторная подстанция, обеспечивающая энергоснабжение прилегающего квартала городской застройки (включая жилые многоквартирные дома), а также дороги общего пользования и общегородские и внутриквартальные коммуникации электро, водо и теплоснабжения.
Указанные выше обстоятельства должны были учитываться и учитывались уполномоченными организациями при проведении кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области в 2013 году.
Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности.
Из приведенных норм следует, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" передала заказчику работ (Министерству имущественных отношений Самарской области), а заказчик работ передал исполнителю работ по оценке (ООО "Группа комплексных решений") полные и достоверные сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0816011:2 для установления его кадастровой стоимости по итогам оценки 2013 года.
На основании этих сведений и была оценена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в размере 11 377 180,07 руб., утвержденная постановлением N 610.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Постановлением N 610 были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2013 году Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Согласно данному постановлению кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 по состоянию на 01.01.2014 года составляла величину 11 377 180,07 руб.
Постановление N 610 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Доказательств того, что на момент формирования налоговой базы по земельному налогу за 2014 год вид разрешенного использования земельного участка был изменен в установленном законом порядке, и сведения об измененном виде разрешенною использования содержатся в государственном кадастре недвижимости, в материалах дела не содержится, налоговым органом не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при определении налогооблагаемой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в 2014 году, следует руководствоваться его кадастровой стоимостью равной 11 377 180,07 руб.
Поэтому судебная коллегия признает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что недостоверная кадастровая стоимость земельного участка обусловлена недобросовестным поведением налогоплательщика. Иных доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате занижения кадастровой стоимости, с учетом разъяснений, данных в Постановлении N 53, оспариваемое решение не содержит.
С учетом вышеизложенного выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия признает необоснованными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А55-29502/2015 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2016 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. При этом перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности.
...
На основании этих сведений и была оценена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в размере 11 377 180,07 руб., утвержденная постановлением N 610.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земли.
Постановлением N 610 были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2013 году Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
...
Постановление N 610 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0816011:2 в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2017 г. N Ф06-18056/17 по делу N А55-29502/2015