Указания
по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)
МДС 81-38.2004
(утв. постановлением Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 37)
Дата введения 9 марта 2004 г.
Приказом Минстроя России от 30 июня 2017 г. N 946/пр настоящие Указания признаны не подлежащими применению с 1 июля 2017 г.
См. Перечень утвержденных сборников Государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и Федеральных единичных расценок (ФЕР)
См. Методические рекомендации Госстроя РФ по использованию федеральных единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001) при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации, введенные в действие с 1 марта 2003 г. письмом Госстроя РФ от 30 апреля 2003 г. N НЗ-2626/10
1. Общие положения
1.1. Федеральные единичные расценки (в дальнейшем изложении ФЕРр) разработаны для 1-го базового района Российской Федерации (Московской области) в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и предназначены для:
- расчетов стоимости ремонтно-строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;
- определения сметной стоимости ремонтно-строительных работ и расчетов за выполненные ремонтно-строительные работы в порядке, изложенном в пункте 1.2 для территорий (регионов) и для отраслевых ведомств, где отсутствуют полностью или частично территориальные единичные расценки (ТЕРр) или отраслевые единичные расценки (ОЕРр). В этом случае пересчет единичных расценок в территориальный или отраслевой уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. производится с использованием территориальных (отраслевых) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, и осуществляется в порядке, установленном Госстроем России;
- планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм, занимающихся ремонтно-строительными работами.
1.2. ФЕРр разработаны на основании:
- Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (в дальнейшем изложении ГЭСНр-2001), в которых учтены среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень ремонтно-строительного производства, применяемые строительные материалы, изделия и конструкции, а также, как правило, отечественные строительные машины и автотранспортные средства. Каждому сборнику ГЭСНр соответствует сборник ФЕРр с тем же номером и наименованием;
- "Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы"
1.3. Принятый в ФЕРр порядок определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, затрат труда, оплату труда рабочих-строителей, затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и оплату труда рабочих, управляющих машинами, соответствует порядку, приведенному в Указаниях по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР).
1.4. ФЕРр учитывают усложненные условия производства ремонтно-строительных работ, выражающиеся в рассредоточенности объемов работ, ограниченных возможностях применения высокопроизводительных средств механизации, повышенные затраты ручного труда на внутрипостроечном транспорте и транспортировке материалов в рабочей зоне и т.д. за исключением условий, перечисленных в приложении N 3 к настоящим Указаниям.
1.5. ФЕРр учитывают полный комплекс затрат на выполнение ремонтно-строительных работ в нормальных (стандартных) условиях, при положительной температуре, в зданиях, освобожденных от проживающих, мебели, оборудования и других предметов, и не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в охранной зоне действующих воздушных ЛЭП и т.д., в районах со специфическими факторами (высокогорье и др.) предусмотренных проектом, а также в других более сложных производственных условиях по сравнению с учтенными в сборниках ГЭСНр, следует руководствоваться положениями, изложенными в разделе 3 настоящих Указаний.
1.6. Действие ФЕРр не распространяется на:
- отдельные виды работ, нормы на которые отсутствуют в сборниках ГЭСНр;
- работы, технология производства которых и расход ресурсов в конкретных условиях выполнения ремонтно-строительных работ отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборниках ГЭСНр;
- строительные конструкции и работы, к капитальности, качеству и классу точности которых предъявляются требования, превышающие требования и допуски, приведенные в сборниках СНиП, часть 3 "Правила производства работ";
- работы с применением машин и строительных материалов, в том числе импортных, не имеющих аналогов отечественного производства, существенно изменяющих технологию производства работ и расход ресурсов по сравнению с ФЕРр;
- работы, выполняемые в высокогорных районах на высоте более 3500 м.
Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании индивидуальных сметных норм и единичных расценок, или с применением поправочных коэффициентов к действующим единичным расценкам, учитывающих соответствующие особенности производства работ.
1.7. Индивидуальные сметные расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. Индивидуальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы, удовлетворяющие необходимым методическим требованиям, утверждаются заказчиком в составе проектно-сметной документации.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок не допускается начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении 3 к настоящим Указаниям, и одновременный учет затрат на энергоносители (электроэнергия, сжатый воздух) по машинам, использующим данные виды энергоносителей, и по машинам, вырабатывающим указанные энергоносители.
1.8. В ФЕРр учтены:
- сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции - по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13% от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);
- затраты труда рабочих, кроме занятых управлением и обслуживанием машин, - в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанные исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса базового района по состоянию на 1 января 2000 г. с районным коэффициентом, равным 1. Часовая оплата труда рабочих-строителей рассчитана по 6-ти разрядной сетке, исходя из оплаты труда рабочего-строителя в размере 1600 рублей в месяц для 4-го среднего квалификационного разряда при среднемесячном количестве рабочих часов 166,25 согласно постановлению Минтруда России от 07.02.2000 г. N 2092. Размер средств на оплату труда рабочих-строителей в расценках принят на основании показателей трудоемкости и среднего разряда работ. Принятая часовая оплата труда по квалификационным разрядам приведена в таблице 1;
- затраты на эксплуатацию отечественных строительных машин и автотранспортных средств, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины, - по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств с учетом внесенных дополнений и изменений.
Затраты на эксплуатацию машин учитывают оплату труда рабочих, обслуживающих машины, с районным коэффициентом, равным 1, и рассчитаны по 10-ти разрядной сетке, в которой оплата труда рабочего со средним тарифным разрядом 4,3 принята в размере 1760 руб. (Приведены в таблице 2).
Размер средств на оплату труда рабочих, управляющих строительными машинами, в расценках рассчитан на основании показателей времени эксплуатации машин и размера часовой оплаты труда машинистов.
Для рабочих 7-10 разрядов, управляющих мощными и особо сложными строительными машинами, перечень которых приведен в таблице 3.2 "Методических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций" (МДС 83-1.99), учтены повышенные часовые тарифные ставки. В таблицах 1 и 2 тарифные коэффициенты приняты по таблице 5.7 указанного МДС.
Часовая оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда.
Показатели часовой оплаты труда рабочих-строителей, занятых на строительных работах
Таблица 1.
Квалификационный разряд рабочих строителей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Показатели часовой оплаты труда, руб. |
7,19 | 7,8 | 8,53 | 9,62 | 11,08 | 12,91 |
Межразрядные коэффициенты |
1 | 1,085 | 1,19 | 1,34 | 1,54 | 1,8 |
Показатели часовой оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами
Таблица 2.
Квалификационный разряд рабочих |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Показатели часовой оплаты труда, руб. |
7,51 | 8,15 | 8,91 | 10,06 | 11,6 | 13,5 | 14,4 | 15,42 | 16,44 | 17,84 |
Межразрядные коэффициенты |
1 | 1,085 | 1,19 | 1,34 | 1,54 | 1,8 | 1,92 | 2,05 | 2,19 | 2,38 |
1.9. По работам, в технологии производства которых предусмотрена сварка металлоконструкций, металлопроката, стальных труб, листового металла, закладных деталей и др. металлоизделий, элементные сметные нормы и единичные расценки разработаны из условия применения углеродистой стали.
При применении нержавеющей стали к нормам затрат труда и оплате труда, предусмотренных в составе единичных расценок, следует применять коэффициент 1,15.
1.10. Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в составе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учитывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ.
В случаях, когда отклонения между фактическими затратами на перебазирование строительных машин и механизмов и затратами, предусмотренными в стоимости 1 маш.-ч работы строительных машин, превышают 10%, стоимость затрат по перебазированию строительных машин и механизмов надлежит учитывать непосредственно в локальных сметах, с исключением из стоимости 1 маш.-ч строительных машин сметной стоимости затрат на их перебазирование.
2. Состав и характеристика сборников федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы
2.1. Сборники ФЕРр являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
2.2. ФЕРр объединены в сборники, перечень которых приводится в приложении 1 к настоящим Указаниям. В графе 5 указанного приложения даны обозначения сборников ГЭСНр, на основе которых были разработаны соответствующие сборники ФЕРр.
2.3. Обозначение номера (шифра) сборников единичных расценок (например: ФЕРр 81-04-51-2001) означает:
ФЕРр - федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы;
81 (первая группа цифр) - шифр сметных нормативов;
04 (вторая группа цифр) - шифр сборников федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы;
51 (третья группа цифр) - порядковый номер сборника ФЕРр;
2001 (четвертая группа цифр) - присвоенный год выпуска сметно-нормативной базы, разработанной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.
2.4. Сборники ФЕРр содержат техническую часть, таблицы единичных расценок на измеритель конструкции или работ и приложения.
Техническая часть сборников ФЕРр включает следующие разделы:
1. Общие указания;
2. Правила определения объемов работ.
3. Коэффициенты к единичным расценкам.
Коэффициенты к единичным расценкам в технических частях сборников ФЕРр учитывают изменения условий производства ремонтно-строительных работ по сравнению с предусмотренными в единичных расценках сборников ФЕРр. Каждый сборник должен применяться с учетом положений, изложенных в Общих указаниях.
В приложениях к сборникам ФЕРр в справочном порядке приведены в базисных ценах Московской области по состоянию на 01.01.2000 г. сборник сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции по тем строительным машинам и строительным материалам, изделиям и конструкциям, которые предусмотрены единичными расценками данных сборников ФЕРр.
2.5. Таблицы ФЕРр (форму выходной таблицы см. в приложении 1 #) содержат 8 граф:
- номер (шифр) единичной расценки (графа 1).
- наименование и характеристика строительных работ и конструкций (графа 2);
- показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции, руб. (графа 3);
- показатель оплаты труда рабочих-строителей, руб. (графа 4);
- показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств - всего, руб. (графа 5) и отдельно - нормативный показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами, руб. (графа 6);
- нормативный показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, руб. (графа 7).
- показатель затрат труда рабочих-строителей, чел.-ч (графа 8).
Единичные расценки в сборниках ФЕРр разработаны "закрытыми", т.е. в графе "материалы" учитывают сметную стоимость наиболее часто применяемых материалов (на базе изучения проектных данных). В случае применения строительных материалов с проектными марками и нормами расхода, отличными от примененных в расценках, цены материалов в расценках должны быть заменены на цены проектных материалов по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, а при отсутствии данного материала в номенклатуре Федерального сборника - на основании калькуляции с учетом документально обоснованных затрат на тару, упаковку, транспортные и заготовительно-складские расходы, наценки снабженческо-сбытовых и посреднических организаций.
Расход материалов, включаемых в этом случае в графу 7 единичных расценок, должен определяться по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом трудно устранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с "Правилами разработки и применения нормативов трудно устранимых потерь и отходов материалов в строительстве" (РДС 82-202-96), введенными в действие постановлением Минстроя России от 08.08.96 N 18-65.
При этом нормативные показатели затрат по труду в чел.-ч корректировке не подлежат.
2.6. В графе 2 единичных расценок "Наименование и характеристика строительных работ и конструкций" приводятся соответствующие количественные параметры строительных работ и конструкций, обозначающие интервалы действия единичных расценок. При этом в качестве характеристики интервалов действия единичных расценок используются также слова "до", "от" и "свыше".
Параметры строительных работ и конструкций (длина, высота, площадь, масса и т.п.), приведенные со словом "до", следует понимать включительно, а со словами "от" и "свыше" - исключая значение параметра, указанного в характеристике строительных работ и конструкций.
2.7. Федеральные единичные расценки имеют номер (шифр) (графа 1 таблицы единичной расценки), совпадающий с номером (шифром) ГЭСНр по соответствующим сборникам ГЭСН.
Обозначение номера (шифра) единичных расценок (например: 51-1-1) означает:
- первая группа цифр (два знака) - порядковый номер Сборника федеральных единичных расценок (ФЕРр);
- вторая группа цифр - номер таблицы сборника (ФЕРр);
- третья группа цифр - порядковый номер единичной расценки в данной таблице.
2.8. В графу 6 ФЕРр "в том числе оплата труда рабочих, управляющих машинами", не включена оплата труда водителей автотранспортных средств (автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов, автомобилей-тягачей), используемых для доставки материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ (зоны действия крана).
Указанные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по графе 5 "всего", что связано с построением Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в разделе 40 которого приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее накладными расходами и сметной прибылью.
2.9. При составлении сметной документации на ремонтные работы в тоннелях, метрополитенах, шахтах и других подземных сооружениях в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г. с применением сборников ФЕРр к размерам затрат труда рабочих-строителей и машинистов строительных машин следует применять следующие коэффициенты:
при производстве работ на поверхности - 1,15
при открытом способе производства работ - 1,25.
3. Применение федеральных единичных расценок при выполнении ремонтно-строительных работ в условиях, отличающихся от предусмотренных в сборниках ФЕРр
3.1. Сборниками ФЕРр предусмотрено выполнение ремонтно-строительных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами, при положительных значениях температуры воздуха (как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях).
При отрицательных значениях температуры воздуха (когда производство строительных работ осуществляется как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях), дополнительные затраты учитываются в соответствии с положениями и нормами Сборников сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001 и ГСН 81-05-02-2001).
3.2. Стоимость работ, когда проектом организации капитального ремонта (ПОКР) и проектом производства работ (ППР) предусмотрено производство ремонтно-строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов, находящихся под электрическим напряжением, опасным для человека, и на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов, а также в других усложняющих условиях, рекомендуется определять с применением к показателям оплаты труда рабочих-строителей, затратам на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, в том числе оплате труда рабочих, управляющих строительными машинами, а также к затратам труда рабочих-строителей, приведенным соответственно в графах 4, 5, 6 и 8 таблиц единичных расценок сборников ФЕРр, коэффициентов из приложения 3 к настоящим Указаниям.
3.3. Затраты по смене конструкций, не предусмотренных в ФЕРр, но встречающихся при производстве ремонтно-строительных работ, определяются в следующем порядке:
- разборка конструкций - по сборнику ФЕР на строительные работы N 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений";
- устройство новых конструкций - по соответствующим расценкам сборников ФЕР на строительные работы.
3.3.1. В случае отсутствия в сборнике необходимых расценок на разборку конструкций затраты на данные работы следует учитывать в сметной документации по соответствующим единичным расценкам сборников ФЕР на монтаж (устройство) конструкций без учета стоимости материальных ресурсов. При этом к затратам и оплате труда рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств следует применять следующие коэффициенты:
а) при разборке сборных бетонных и железобетонных конструкций - 0,8;
б) то же, сборных деревянных конструкций - 0,8;
в) то же, внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, газопровода, канализации, водостоков, отопления, вентиляции) - 0,4;
г) то же, наружных сетей водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения - 0,6;
д) то же, металлических конструкций - 0,7.
3.3.2. В случаях, когда в сборниках ФЕРр и ФЕР не предусмотрены единичные расценки на монтаж (устройство) конструкций, подлежащих согласно проекту демонтажу (разборке), затраты на демонтаж могут включаться в сметную документацию по индивидуальным единичным расценкам, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.
3.3.3. Коэффициенты к стоимости работ по разборке (демонтажу) сборных железобетонных, бетонных и металлических конструкций, установлены из условия их демонтажа (разборки) в незакрепленном состоянии, освобожденных от заделки в стены и другие конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.
При наличии закрепленных конструкций, дополнительные затраты, связанные с пробивкой и заделкой борозд, ниш гнезд в существующих конструкциях, в которые закреплены демонтируемые (разбираемые) конструкции, а также срезка закладных деталей или элементов металлоконструкций, к которым они приварены, надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах на основании проектных решений, либо актов обследования.
3.3.4. В тех случаях, когда при демонтаже (разборке) бетонных, железобетонных, либо металлических конструкций возникает необходимость подводки лесов для поддержки демонтируемых (разбираемых) конструкций во время их демонтажа (разборки), дополнительные работы по установке и разборке поддерживающих лесов надлежит учитывать дополнительно непосредственно в локальных сметах.
3.4. При выполнении работ в существующих зданиях и сооружениях аналогичных процессам при новом строительстве (кроме работ, выполняемых по нормам сборника N 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений") возможно одновременное применение коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин с коэффициентами, приведенными в приложении 3 к настоящим указаниям.
3.5. В сборниках ФЕРр предусмотрено выполнение работ с применением лесоматериалов мягких пород (сосны, ели, пихты и т.п.). Когда проектом предусматривается использование лесоматериалов твердых пород, к показателям затрат по эксплуатации машин (электрифицированного и пневматического инструмента), используемых для обработки лесоматериалов и предусмотренных соответствующими ГЭСН, к нормам затрат труда и показателям оплаты труда рабочих-строителей, следует применять следующие коэффициенты:
для лесоматериалов из лиственницы, березы - 1,1
для лесоматериалов из дуба, бука, граба, ясеня - 1,2.
3.6. В ФЕРр не учтены затраты на приведение в годное состояние материалов и изделий от разборки. В случае, если проектом предусматриваются возвратные суммы от реализации полученных при разборке материалов и изделий, затраты на приведение их в пригодное состояние следует предусматривать дополнительно в локальных сметах. В состав этих затрат также входят затраты по доставке материалов до испытательных лабораторий и обратно, погрузо-разгрузочные работы, стоимость работ по испытанию материалов и сертификации.
4. Учет особенностей выполнения ремонтно-строительных работ при применении федеральных единичных расценок
4.1. Федеральные единичные расценки учитывают оптимальные технологические и организационные схемы производства ремонтно-строительных работ, оптимальный набор (перечень) строительных машин, автотранспортных средств и материальных ресурсов.
4.2. Федеральные единичные расценки корректировке не подлежат, в т.ч. в случаях, когда:
- используются типоразмерные группы машин и механизмов, не предусмотренные ГЭСНр, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства работ;
- применяются иные типы и виды машин и механизмов, по сравнению с машинами и механизмами, предусмотренными в сборниках ГЭСНр, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства работ;
- используются импортные строительные машины, при этом допускается корректировка ФЕРр, когда применяемые импортные машины не имеют аналогов отечественного производства, а применение импортных машин предусмотрено проектом;
- предусматривается применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой механизации;
- используются иные типы и виды строительных материалов, изделий или конструкций, в том числе импортные, по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСНр, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта (за исключением случаев, когда замена материалов на импортные произведена по требованию заказчика).
4.3. В расценках на работы по реконструкции (ФЕР-46), в случае их применения, где предусмотрены работы по пробивке отверстий, борозд, гнезд, ниш, а также разборке отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений с применением отбойных молотков, их количество приводится в нормах сборника N 46 ГЭСН-2001.
Если по объективным причинам (стесненные условия производства работ, невозможность установки компрессора вблизи места производства работ и необходимость в связи с этим наращивания шлангов и т.д.) при производстве работ применяется меньшее по сравнению с нормами ГЭСН-2001 количество отбойных молотков, расценки на соответствующие работы подлежат перерасчету с уменьшением количества молотков и соответствующим увеличением времени работы компрессора.
4.4. Работа дополнительного сигнальщика, предупреждающего об опасности, когда выставление сигнальщика требуется в соответствии с правилами техники безопасности при производстве строительных работ, учитывается дополнительно непосредственно в локальных сметах.
4.5. При сложной конфигурации строящегося здания или стесненности строительной площадки, когда невозможна подача строительных материалов в зону действия крана, вследствие чего требуется работа дополнительного крана, что должно подтверждаться проектом организации строительства, время работы дополнительного крана надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах.
4.6. В ФЕРр учтена стоимость электрической и тепловой энергии, сжатого воздуха и воды от постоянных источников снабжения. При получении указанных ресурсов на стройку в целом или для выполнения отдельных видов работ от передвижных источников снабжения, разница в их стоимости учитывается непосредственно в локальных сметах (включая затраты на сушку зданий, а также на отопление зданий в зимний период электрокалориферами при получении электроэнергии от передвижных электростанций).
4.7. При производстве ремонтно-строительных работ в условиях плотной городской застройки или на действующем предприятии в стесненных условиях, если ПОКР предусмотрено устройство площадки промежуточного складирования или установка грузоподъемных кранов для перемещения материалов, изделий и конструкций от места разгрузки на приобъектную площадку, дополнительные затраты на устройство перевалочной базы, ее содержание, погрузо-разгрузочные работы, транспортировку материалов, изделий и конструкций и эксплуатацию строительных машин определяются отдельным расчетом, исходя из количества материалов, изделий и конструкций, завозимых на перевалочную складскую базу, и количества машино-смен работы механизмов.
4.8. ФЕРр на работы с применением монолитного бетона (армированного и неармированного) разработаны из условия доставки бетонной смеси, а также раствора, автомобилями-самосвалами. При доставке бетонной смеси автобетоносмесителями-миксерами следует дополнительно учитывать затраты по разнице стоимости доставки бетонной смеси автобетоносмесителями-миксерами и автосамосвалами, а также дополнительное время пребывания автобетоносмесителей-миксеров на объекте строительства с целью перемешивания бетонной смеси между порционной выдачей бетона. Указанные затраты учитываются непосредственно в локальных сметах на основании данных ПОС.
4.9. При расчетах за выполненные работы оплата за эксплуатацию грузопассажирских подъемников производится вне зависимости от наличия таковых, поскольку, если подрядчик не устанавливает и не использует грузопассажирские подъемники, он несет другие расходы, связанные с доставкой людей, инструмента и материалов на высоту.
4.10. В ФЕРр не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и инженерно-технологического оборудования. Эти затраты должны определяться, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки с отражением затрат в локальных сметах.
Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной по следующим нормам:
- при разборке бетонных конструкций - 2400 ;
- при разборке железобетонных конструкций - 2500 ;
- при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 ;
- при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 ;
- при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 .
Примечание:
- объемные массы строительного мусора от разборки строительных конструкций приведены из учета их в плотном теле конструкций;
- масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.
4.11. В ФЕРр учтены затраты по вертикальному и горизонтальному внутрипостроечному перемещению материалов от приобъектного склада к месту укладки в дело, включая разгрузку на приобъектном складе, а также затраты по горизонтальному и вертикальному (опусканию через окно в лотках) перемещению мусора и материалов от разборки в зданиях и сооружениях (на расстояние до 80 м) до места их складирования в пределах строительной площадки объекта на расстояние до 50 м от зданий и сооружений.
Вертикальный транспорт материалов, изделий и конструкций, а также мусора, полученного при разборке и ремонте конструкций учтен для зданий высотой до 15 м.
При большей высоте ремонтируемых зданий следует учитывать дополнительные затраты на вертикальный транспорт.
В ФЕРр не учтены и должны оплачиваться отдельно (в тех случаях, когда это обусловлено требованиями к выполнению работ или условиями их производства) затраты по затариванию мусора в мешки, стоимости мешков и спуску мусора с отноской вручную на носилках или в мешках.
5. Порядок разработки и применения территориальных и отраслевых единичных расценок. Порядок применения федеральных единичных расценок в регионах при отсутствии сборников территориальных единичных расценок и в ведомствах при отсутствии отраслевых единичных расценок
5.1. Территориальные единичные расценки (в дальнейшем изложении ТЕРр) разрабатываются для каждой территории (региона) Российской Федерации в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и предназначены для:
- расчетов стоимости ремонтно-строительных работ при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;
- определения сметной стоимости работ и расчетов за выполненные ремонтно-строительные работы;
- планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы ремонтно-строительных фирм.
Отраслевые единичные расценки (в дальнейшем изложении ОЕРр) разрабатываются для отрасли (ведомства) и предназначены для целей, указанных выше.
5.2. Сборники ТЕРр утверждаются администрацией территории (региона) в установленном ею порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России.
Сборники ОЕРр утверждаются отраслями (ведомствами) в порядке ими установленном и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России. Применение территориальных единичных расценок других регионов на территории субъекта Российской Федерации не допускается.
5.3. ТЕРр (ОЕРр) разрабатываются на основании:
- государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы 2001 г. Каждому сборнику ГЭСНр соответствует сборник ТЕРр (ОЕРр) с тем же номером и наименованием;
- "Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы";
- территориальных (отраслевых) сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;
- территориальных (отраслевых) сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;
- затрат труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данного региона (отрасли) по состоянию на 1 января 2000 г. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда.
5.4. На основании настоящих федеральных Указаний в регионах разрабатываются и утверждаются в установленном порядке территориальные (региональные) указания по применению ТЕРр.
В отраслях разрабатываются и утверждаются в установленном порядке отраслевые указания по применению ОЕРр.
В территориальных и отраслевых указаниях по применению ТЕРр (ОЕРр) должны быть указаны:
- порядок, в соответствии с которым в данном регионе (отрасли) были определены транспортные затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в процентном отношении от отпускных цен, на основании калькуляции транспортных затрат и т.д.);
- порядок, в соответствии с которым в данном регионе (отрасли) были определены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (зональные, базовые с районными коэффициентами и т.д.), а также наличие в указанных сметных ценах наценок снабженческо-сбытовых и посреднических фирм. Если наценки снабженческо-сбытовых и посреднических фирм не были учтены в сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, при разработке ТЕР (ОЕР), в Указаниях по применению ТЕРр (ОЕРр) должно быть указано, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы;
- размер фонда оплаты труда, учтенный в территориальных (отраслевых) единичных расценках в базовых ценах 2000 года;
- стоимость электрической, тепловой энергии, пара, воды и других ресурсов, учтенных ТЕР (ОЕР);
- перечень территориальных (отраслевых) сборников единичных расценок на ремонтно-строительные работы, разработанных для данного региона (отрасли);
- принятый порядок учета накладных расходов и сметной прибыли в стоимости 1 маш.-ч работы автотранспортных средств (автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов, автомобилей-тягачей), имея в виду, что в соответствии с порядком построения раздела 40 сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств накладные расходы и сметная прибыль должны учитываться в составе затрат на оплату труда водителей.
В тех случаях, когда при разработке ТЕР (ОЕР) накладные расходы и сметная прибыль не были включены в сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в Указания по применению ТЕРр (ОЕРр) должен быть включен пункт о том, что эти затраты должны включаться непосредственно в локальные сметы;
- порядок внесения тех или иных поправок к ТЕРр (ОЕРр) при необходимости таковых.
5.5. В случаях, если в каком-либо регионе (отрасли) указания по применению ТЕРр (ОЕРр) были введены до выхода настоящих Указаний, положения, приведенные в них (включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ) и противоречащие настоящим Указаниям, должны быть откорректированы.
5.6. При составлении сметной документации все необходимые показатели из ТЕРр (ОЕРр) переносятся в сметы без изменений, а при необходимости внесения изменений - со ссылкой на соответствующие пункты технических частей сборников ТЕРр (ОЕРр) и Указаний по применению ТЕР (ОЕР).
5.7. ТЕРр (ОЕРр) учитывают полный комплекс затрат на выполнение ремонтно-строительных работ, в нормальных (стандартных) условиях, при положительной температуре и неосложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорье и др.) предусмотренных проектом, а также в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, следует руководствоваться правилами, изложенными в разделе 3 настоящих Указаний.
5.8. Порядок, установленный для разработки и применения ФЕРр, приведенный в разделах 2-4 и в приложениях 2-3 настоящих Указаний, распространяется на разработку ТЕРр и ОЕРр.
5.9. В тех регионах страны, в которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке сборники ТЕРр-2001, при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы могут применяться федеральные единичные расценки с учетом их привязки к местным условиям строительства и пересчета в текущий уровень цен на потребляемые ресурсы путем применения коэффициентов, учитывающих местные условия, и индексов для перехода от цен 2000 г. к текущим ценам.
5.10. В тех ведомствах, где не разработаны сборники ОЕРр-2001, допускается применение сборников территориальных единичных расценок (ТЕРр) при строительстве объектов в зоне их действия или сборников федеральных единичных расценок (ФЕР), привязанных к условиям выполнения работ и поставки материальных ресурсов, с учетом особенностей, присущих данной отрасли (а не региона, где строится объект). В методологическом плане порядок привязки ФЕР к отраслевым условиям идентичен порядку их привязки к территориальным условиям.
5.11. Выполнение работ, связанных с привязкой и текущей индексацией федеральных единичных расценок для регионов, осуществляется, как правило, региональными органами по ценообразованию в строительстве, созданными решениями администраций субъектов Российской Федерации, с привлечением профильных проектных и других организаций.
Привязка и текущая индексация федеральных единичных расценок для отраслевых ведомств осуществляется организациями, назначенными этими ведомствами.
5.12. Территориальные (отраслевые) коэффициенты к федеральным единичным расценкам разрабатываются по ресурсно-технологической модели (РТМ) применительно к сборникам ФЕР.
5.13. РТМ формируются по объектам представителям, на основе локальных смет, составленных по сборникам ФЕРр, и соответствующих сборников ГЭСНр.
В том случае, если за основу РТМ принимаются локальные сметы, составленные по сборникам расценок на ремонтно-строительные работы 1984, 1991 г.г., такие сметы должны быть пересчитаны по соответствующим расценкам сборников ФЕРр.
5.14. Для каждой РТМ, в соответствии с перечнем и объемами работ по локальной смете и на основе сборников ГЭСНр составляется ведомость потребных ресурсов по форме N 1 приложения 4.
В форму N 1 из локальных смет переносятся наименования видов работ (графа 3), их единицы измерения (графа 4) и количество (объем работ) по проекту (графа 6).
По каждому наименованию видов работ из соответствующих ГЭСНр выписываются ресурсы с их кодами (графа 2), наименованиями (графа 3), единицами измерения (графа 4) и расходом (количеством) на единицу измерения работ. В графе 6 указывается общее количество ресурсов с учетом объема работ по проекту.
В конце ведомости приводятся итоговые показатели расхода однородных ресурсов.
Итоговый средний разряд работы рассчитывается как средневзвешенный с учетом удельного веса трудозатрат с соответствующим разрядом. Например: общее количество затрат труда рабочих - 150,6 чел.-ч, в том числе,: 46,7 чел.-ч (31%) - с разрядом работ 4,3; 69,28 чел.-ч (46%) - с разрядом 4,2; 34,62 чел.-ч (23%) - с разрядом 3,8.
Средний разряд работы в целом по ведомости составит:
.
Итоговые показатели расхода машин и материалов определяются суммированием показателей по ресурсам с одинаковыми наименованиями, характеристиками и кодами.
5.15. Расчет коэффициентов изменения стоимости ведется по видам ресурсов (элементам прямых затрат) и в целом по сметной стоимости соответствующего вида работ.
Поправочные коэффициенты следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
Графы 1, 2 и 3 заполняются на основании ведомости потребных ресурсов (форма N 1).
Стоимость единицы измерения материалов, учтенная в ФЕР (графа 4), принимается по сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции для базового территориального района - Московской области.
Стоимость единицы измерения материалов для данного региона принимается на основании территориальных сборников (каталогов) сметных цен на материалы, а при их отсутствии рассчитывается путем применения к сметной стоимости материалов в ценах 1984 г. индекса увеличения их стоимости по региону в ценах на 01 января 2000 года. Расчет коэффициентов изменения стоимости ведется по видам ресурсов (элементам прямых затрат) и в целом по сметной стоимости соответствующего вида работ.
5.16. Расчет коэффициента пересчета оплаты труда рабочих-строителей ведется по форме N 2 приложения 4, составленной на основании выборки из формы N 1 затрат труда рабочих-строителей соответствующего среднего разряда работы (графы 1, 2 и 3).
Стоимость 1 чел.-ч в данном регионе (графа 5) рассчитывается исходя из статистического показателя среднемесячной оплаты труда (ФОТ) и среднемесячной нормативной продолжительности рабочего времени по данным Минтруда России за соответствующий год.
Для расчета стоимости 1 чел.-ч конкретного разряда используется соотношение между стоимостями 1 чел.-ч различных разрядов работ, учтенными в ФЕРр (см. табл. 1 Указаний по применению ФЕР).
Коэффициент рассчитывается делением итога по графе 7 на итог по графе 6.
5.17. Расчет коэффициентов пересчета стоимости эксплуатации машин и оплаты труда машинистов ведется по форме N 3 приложения 4.
Графы 1, 2 и 3 заполняются на основании ведомости потребных ресурсов (форма N 1).
Стоимость 1 маш.-ч, (в том числе оплата труда машинистов), учтенная в ФЕРр (графа 4), принимается по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, введенному в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 86.
Стоимость 1 маш.-ч в территориальном уровне цен (графа 5) принимается по территориальному сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а при его отсутствии - рассчитывается путем применения к сметной стоимости 1 маш.-ч каждого вида машин в ценах 1984 г. индекса увеличения их стоимости по региону в ценах на 01 января 2000 года.
5.18. Расчет коэффициента пересчета стоимости материалов ведется по форме N 4 приложения N 4.
Графы 1, 2 и 3 заполняются на основании ведомости потребных ресурсов (форма N 1).
Стоимость единицы измерения материалов, учтенная в ФЕРр (графа 4), принимается по сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции для базового территориального района - Московской области.
Стоимость единицы измерения материалов для данного региона принимается на основании территориальных сборников (каталогов) сметных цен на материалы, а при их отсутствии - путем применения к сметной стоимости материалов в ценах 1984 г. индекса увеличения их стоимости по региону в ценах на 01 января 2000 года.
Коэффициент пересчета стоимости материалов рассчитывается делением итога по графе 7 на итог по графе 6.
5.19. Расчет коэффициента пересчета сметной стоимости ремонтно-строительных работ ведется по форме N 5 приложения 4, которая составляется на основании данных из форм N 2, 3 и 4. Накладные расходы (графы 2 и 3) рассчитываются по нормам по видам работ в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004).
Сметная прибыль (графы 2 и 3) рассчитывается по нормам по видам работ в соответствии с Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001).
Коэффициент пересчета в целом сметной стоимости рассчитывается делением итога по графе 3 на итог по графе 2.
Пример расчета территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕРр) приводится в Приложении 5.
5.20. Выполнение расчета территориального коэффициента от базовых цен (ФЕРр) в территориальные цены того или иного региона производится в базовых ценах 2000 г.
Пересчет сметной стоимости от базовых цен 2000 г. в текущие цены производится базисно-индексационным методом, аналогично индексации территориальных единичных расценок (ТЕРр) в текущие цены. При этом индексы пересчета от цен 2000 г. в текущие цены для территориальных единичных расценок (ТЕРр) и для федеральных расценок (ФЕРр), приведенных к стоимости того или иного региона путем применения территориальных коэффициентов, порядок определения которых приведен выше, должны быть едиными.
Применение разных индексов пересчета в текущие цены от цен 2000 года для ТЕРр и для ФЕРр, пересчитанных в цены какого-либо региона, не допускается.
6. Порядок дополнения сборников федеральных единичных расценок
6.1. Дополнительные ФЕРр разрабатываются на вновь внедряемые технологии, строительные машины и строительные материалы, а также на работы, отсутствующие в ГЭСНр-2001 при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСНр-2001. Вновь разработанные ФЕРр утверждаются и вводятся в действие Госстроем России.
6.2. Дополнительные ФЕРр разрабатываются в соответствии с "Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы", утвержденными постановлением Госстроя России от 2 апреля 1999 г. N 30.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "26 апреля 1999 г."
6.3. ФЕРр на ремонтно-строительные работы, выполняемые с применением импортных строительных машин и с использованием импортных строительных материалов, разрабатываются только в тех случаях, когда применяемые импортные машины и материалы не имеют аналогов отечественного производства.
6.4. При разработке дополнительных единичных расценок к сборникам ФЕРр исходные расчетные стоимостные показатели устанавливаются по состоянию на 01.01.2000 г.
При отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов по состоянию на 01.01.2000 г. допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000 г.
6.5. Установленный в настоящем разделе порядок дополнения ФЕРр распространяется на ТЕР и ОЕР.
6.6. Методическое руководство разработкой и дополнением сборников ФЕРр, включая координацию и контроль за их разработкой, осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004 (утв. постановлением Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 37)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России (Москва, 2004 г.)
Дата введения 9 марта 2004 г.
Разработаны Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России (Н.В. Малютина) совместно с ЗАО "ИНиК" (Ю.В. Жабенко, Е.И. Шилова, Т.А. Ярмак) и Комитета по эксплуатации жилищного фонда администрации Санкт-Петербурга (Н.М. Летенко)
Рассмотрены Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А. Степанов, Е.Е. Ермолаев, к.э.н. И.Ю. Носенко, В.В. Сутягина)
Приказом Минстроя России от 30 июня 2017 г. N 946/пр настоящие Указания признаны не подлежащими применению с 1 июля 2017 г.