Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 марта 2017 г. N Ф06-17597/17 по делу N А55-9455/2016

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Из содержания пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Кроме того, ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.

Таким образом, физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Иное толкование нормы пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Норма абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого пункта 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупа земельного участка по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, определяя цену земельного участка, стороны должны были руководствоваться императивной нормой пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что установление в договоре выкупной цены сверх размера, предписанного законом, противоречит указанным нормам права."