г. Казань |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А12-33710/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А12-33710/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Шатохина Андрея Ивановича (ИНН 344400252356, ОГРНИП 304344417300084) к администрации г. Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), администрации Центрального района г. Волгограда (ИНН 3444048169, ОГРН 1023403443579), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596), Департамент экономического развития администрации Волгограда (ИНН 3444212362, ОГРН 1143443004913), о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович (далее - ИП Шатохин А.И., предприниматель, заявитель) с заявлением к администрации города Волгограда (далее - администрация), администрации Центрального района города Волгограда (далее -администрация), в котором просил признать незаконными действия, выразившиеся в отказе во включении торгового киоска N 4/107 по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт- Саида и домом N 24 по ул. Мира, на земельном участке с учетным номером участка 4-44-107, кадастровый номер 34:34:040027:690, в схему размещения нестационарных торговых объектов. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать включить указанный торговый киоск в схему размещения, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы".
В процессе рассмотрения дела ИП Шатохин А.И. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил заявление об уточнении требований, просил суд: 1. Признать незаконными действия администрации Волгограда, выразившиеся в исключении (не включении) торгового киоска N 4/107 по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира, на земельном участке с учетным номером участка 4- 44-107, кадастровый номер 34:34:040027:690, в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы; 2. Признать незаконными действия администрации Центрального района г. Волгограда, выразившееся в форме издания письма от 22.03.2016 N 1952/4 об отказе во включении торгового киоска N 4/107 по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом 24 по ул. Мира, на земельном участке с учетным номером участка 4-44-1 кадастровый номер 34:34:040027:690, в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы; 3. Обязать включить указанный торговый киоск в схему размещения, утвержденную постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811. "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы".
Судом первой инстанции не принято уточненное требование, содержащееся в пункте 2, поскольку, по мнению суда, имеет самостоятельный предмет и основания, в связи с чем не является уточненным требованием по отношению к первоначальному и не принимается судом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А12-33710/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, индивидуальный предприниматель Шатохин Андрей Иванович обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А12-33710/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В частности, как указывает заявитель кассационной жалобы, судами допущена ошибка в части определения предмета требования, подлежащего судебному исследованию.
Заявитель считает, что суды должны были принять к рассмотрению пункты 2 (о признании незаконным действия об отказе во включении торгового киоска) и 3 (об обязании включить указанный киоск в схему размещения) из текста уточнения исковых требований и отказать в рассмотрении пункта 1 (о признании незаконными действия, выразившиеся в исключении/не включении торгового киоска в схему размещения).
По мнению заявителя, отказ судов принять к рассмотрению пункт 2 требований по сути лишил истца права разрешить спор в установленном законом порядке судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Центрального района Волгограда от 20.12.2011 N 897-п ИП Шатохину А.И. предоставлен на праве краткосрочной аренды (с 01.01.2012 по 30.12.2012) в том числе земельный участок для размещения временного некапитального объекта - киоска N 4/107, площадью 7,04 кв.м. - по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира (далее - киоск N 4/107).
Пунктом 2.7 постановления установлено условие: "расторгнуть договор аренды под размещение киоска N 4/107, расположенного между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира с момента утверждения границ земельного участка под многоквартирным жилым домом".
На основании указанного постановления между индивидуальным предпринимателем Шатохин А.В. и администрацией Волгограда был заключен договор аренды земельного участка от 26.04.2012 N 4/51-12к для размещения временного некапитального объекта - киоска N 4/107, площадью 7,04 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, между домом N 12 по ул. Порт-Саида и домом N 24 по ул. Мира (далее - киоск N 4/107), с учетным номером участка 4- 44-107, кадастровый номер 34:34:040027:690 (далее - земельный участок), сроком действия договора с 01.01.2012 по 31.12.2012. Киоск N 4/107 был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов согласно пункту 86 решения Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг,..."), до утверждения новой схемы в 2012 году.
Согласно письму Министерства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области от 03.07.2014 N 21-17/18680 по истечении указанного срока, поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении договорных отношений, договор аренды был продлен сторонами по умолчанию на неопределенный срок.
Письмом от 12.05.2015 N 8522 Комитет земельных ресурсов администрации города Волгограда уведомил ИП Шатохина А.И. о расторжении договора аренды земельного участка.
Постановлением администрации города Волгограда от 25.12.2012 N 3603 был утвержден проект межевания территории квартала 04-04-022 ограниченного проспектом им. В.И. Ленина, ул. Мира, ул. Порт-Саида в Центральном районе г. Волгограда, разработанного на основании постановления главы Волгограда от 05.10.2010 N 2571 "О подготовке проекта межевания территории".
В период действия договора аренды N 4/51-12к постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811. "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов.." была утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на период 2012-2016 годы (далее - Схема), в которой не значилось место под размещение киоска N 4/107 ИП Шатохина А.И.
11 декабря 2012 года заявитель обратился в администрацию города Волгограда с заявлением N 7494 о внесении корректировки в утвержденную схему и включения в нее торгового киоска N 4/107 на земельном участке.
Письмом от 24.12.2012 N 5183/04 администрация Центрального района известила заявителя: "включено запрашиваемое Вами место в проект корректировки вышеуказанной схемы, а также внесены изменения по специализации объекта, который передан на утверждение в департамент предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда".
Учитывая, что в спорный период 2012-2016 году соответствующая корректировка не была утверждена, заявитель вел переписку и неоднократно обращался к ответчикам о включении киоска в Схему.
Согласно письму Департамента промышленности и торговли администрации Волгограда от 02.12.2014 N 09-и/2883 торговый киоск N 4/107 не был включен в Схему размещения в связи с расположением в границах квартала жилой и общественной застройки Центрального района, ограниченного проспектом Ленина, улицей им. Гагарина, улицей Мира и Порт-Саида (письмо от 12.05.2015 N 8522).
Также письмом администрации Центрального района Волгограда от 19.09.2014 N 4655/04, письмом Департамента земельных отношений администрации Волгограда от 14.08.2015 N 15338, письмом главы Волгограда от 19.03.2015 N 591и и.д.р. письмами заявителю было отказано во включении спорного места под киоском в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на период 2012-2016 годы.
Не согласившись с действиями администрации по отказу во включению спорного места под киоск в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на период 2012-2016 годы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131 - ФЗ), статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской, экономической и иной хозяйственной деятельности, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1, части 3, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Пунктом 3 Правил N 772 предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Волгограда осуществляется в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/936 (ред. от 23.12.2015) "Об утверждении Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и о внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/402 "Об утверждении Порядков предоставления права на размещение нестационарных объектов на территории Волгограда".
Согласно пункту 1.4. Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (далее - Порядок) размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденной в установленном порядке.
Таким образом, как правильно указали суды, утверждение названной схемы является условием размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.
Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Как усматривается из материалов дела, в данном случае, схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, в установленном порядке заявителем не оспорена, в связи с чем, как верно указали суды, требования заявителя о признании незаконным действий администрации города Волгограда по невключению места для размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2012-2016 годы являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Исходя из изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы относительно допущенной судами ошибки в части определения предмета требования, подлежащего судебному исследованию, являются необоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанции, что пункт 2 уточненных требований первоначально заявителем не заявлялось, имеет самостоятельный предмет и основания, в связи с чем не является уточненным требованием по отношению к первоначальному.
Между тем, как правильно указали суды, данное требование может быть заявлено самостоятельно.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Исходя изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 по делу N А12-33710/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1, части 3, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф06-19194/17 по делу N А12-33710/2016