г. Казань |
|
11 мая 2017 г. |
Дело N А55-14408/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Муравьёва С.Ю.,
при участии представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряховой Л.В., доверенность от 30.12.2016 N 12-6075,
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный технический университет" - Рихтер А.М., доверенность от 04.10.2016 N 15-01/1102,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Бажан П.В.)
по делу N А55-14408/2016
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с участием третьих лиц: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный технический университет", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) от 14.03.2016 N 63/001/701/2016-1226 в государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110006:62.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный технический университет" (далее - Университет), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что на спорный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Университета, в связи с чем в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) на указанный земельный участок возникает право собственности Российской Федерации. Кроме того, системное толкование положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) дает основание полагать, что объект дорожного сервиса с кадастровым номером 63:01:0000000:29595 может находиться только в границах полосы отвода автомобильной дороги. Однако земельный участок, принадлежащий на праве постоянного бессрочного пользования Университету, полосой отвода не является. В случае отсутствия полосы отвода предоставить земельный участок для её формирования надлежит собственнику земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110006:62, а именно Российской Федерации, права которого нарушены оспариваемым незаконным отказом в государственной регистрации.
В судебном заседании 25.04.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом дополнительных доводов лиц, участвующих в деле, был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 02.05.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Университет на основании выданной Управлением Росимущества доверенности обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 79 883 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0110006:62, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная.
Сообщением от 14.03.2016 N 63/001/701/2016-1226 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности со ссылками на абзацы 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав, что на заявленном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0110006:62 расположен объект дорожного хозяйства с кадастровым номером 63:01:0000000:29595, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара. В связи с тем, что один из объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, не принадлежит Российской Федерации, то проведение государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не представляется возможным.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что на спорный земельный участок ранее было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Университета, участок внесен в реестр федерального имущества и на него в силу закона возникает право собственности Российской Федерации, в связи с чем отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности является незаконным, нарушающим права и законные интересы Российской Федерации и Университета, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о здании, расположенном на спорном земельном участке - жилом доме - студенческом общежитии с кадастровым номером 63:01:0621004:250, площадью 7573,5 кв.м, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, улица Революционная, дом 40, правообладатель - Российская Федерация (собственность, peг. запись от 16.12.2015 N 63-63/001-63/001/706/2015-534/1), Университет (оперативное управление, рег. запись от 16.12.2015 N 63-63/001-63/001/706/2015-539/1).
Однако в государственном кадастре недвижимости также содержатся сведения о расположенном на спорном земельном участке сооружении: объект дорожного хозяйства - улица Калужская, кадастровый номер 63:01:0000000:29595, протяженностью 574 м, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Калужская, правообладатель - муниципальное образование городской округ Самара (рег. запись от 18.12.2015 N 63-63/001-63/001/772/2015-4782/1).
Поскольку один из объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке не принадлежит Российской Федерации, то суды пришли к выводу о том, что право собственности Российской Федерации может возникнуть только на часть спорного земельного участка, не занятую объектом муниципальной собственности, что, в свою очередь, требует раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110006:62, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 24.11.2015 следует, что право постоянного (бессрочного) пользования Университета на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0110006:62 зарегистрировано на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 16.11.1967 N 638 и типового акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 14.10.1971 N 1319.
Из указанных документов усматривается, что земельный участок был предоставлен Университету для строительства корпуса инженерно-технологического факультета, корпуса военной кафедры, 4-х общежитий.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110006:62 площадью 79 883 кв.м следует, что участок был поставлен на кадастровый учет 16.11.1967.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций.
Таким образом, в силу изложенных правовых норм, закрепленные за такими организациями на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки являются федеральной собственностью.
Право постоянного (бессрочного) пользования является производным от публичного права собственности, и отсутствие регистрации собственником своего права не влияет на правомочия лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако судами не дана оценка тому, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный разграниченный земельный участок было зарегистрировано Управлением Росреестра 24.11.2015, в то время как право собственности муниципального образования на объект дорожного хозяйства, расположенный на том же участке, зарегистрировано 18.12.2015, то есть позднее.
При этом не исследованы и правовые основания регистрации права собственности муниципального образования на сооружение, расположенное на земельном участке, относящегося к федеральной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования на объект дорожного хозяйства от 18.12.2015 следует, что право собственности на объект дорожного хозяйства - улица Калужская, зарегистрировано на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 27.05.2015, представленной Департаментом управления имуществом городского округа Самара, объект дорожного хозяйства - улица Калужская, включен в реестр муниципального имущества на основании Постановления N 3020-1 (Приложение N 3 - объект внешнего благоустройства).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 3 пункта 1 Приложения N 3 к вышеуказанному Постановлению N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Вместе с тем, объекты дорожного хозяйства в указанном перечне отсутствуют.
Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Учитывая, что земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен Университету в 1967 году, а объект дорожного хозяйства исходя из кадастрового паспорта данного сооружения был введен в эксплуатацию в 1973 году, то судам необходимо было дать оценку правомерности действий органа местного самоуправления по включению в реестр муниципальной собственности объекта дорожного хозяйства - улица Калужская, с кадастровым номером 63:01:0000000:29595, в том числе, отнесение его к самостоятельному объекту недвижимости, а также действий регистрирующего органа по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект.
В силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе дать оценку ненормативному акту органа государственной власти или соответственно не применять акт указанного органа независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным.
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
В случае совершения государственной регистрации права в отсутствие правовых оснований, суд в соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ не руководствуется ненормативным актом о государственной регистрации права.
Таким образом, оспариваемые судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора.
Согласно положениям части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой или апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду необходимо учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А55-14408/2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
...
В силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе дать оценку ненормативному акту органа государственной власти или соответственно не применять акт указанного органа независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным.
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2017 г. N Ф06-19561/17 по делу N А55-14408/2016