г. Казань |
|
23 мая 2017 г. |
Дело N А55-15311/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2016 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-15311/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самараспецстрой", г. Самара (ОГРН 1026301704923) к администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), Министерству строительства Самарской области (ОГРН 1036300450086) о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самараспецстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Самара (далее - Администрация) и Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63600:0707002:32, расположенного по адресу: г. Самара, ул. А. Матросова, д. 153 Д, на условиях проекта договора купли-продажи земельного участка от 18.05.2016.
Определением суда от 17.10.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, исковые требования удовлетворены в отношении Администрации. В иске к Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые по делу судебные акты отменить, в иске отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что действующим законодательством на орган местного самоуправления возложены полномочия по принятию решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Решение по заявлению Общества о предоставлении в собственность земельного участка не принято, то есть Обществу не было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на каком-либо из выбранных заявителем прав. В связи с этим, обязывая Администрацию заключить договор купли-продажи земельного участка, суд подменяет органы местного самоуправления, предрешая по существу решение, которое должно было быть принято органом местного самоуправления.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 943,00 кв. м, по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, д. 153 Д, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 27.12.2006 серии 63-АВ N 218033.
Указанное задние расположено на земельном участке площадью 1232,10 кв. м, кадастровый номер 63:01:0717002:32, по адресу: г. Самара, ул. Александра Матросова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения ремонтно-производственной базы.
Заявлением от 23.05.2013 Общество обратилось в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1232,10 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0717002:32, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Александра Матросова, д. 153 Д, представив документы, предусмотренные приложением к Приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, необходимые для приобретения прав на земельный участок.
Письмом от 12.12.2014 Общество направило в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области проект договора купли-продажи спорного земельного участка, что подтверждается входящим штампом на письме.
Сопроводительным письмом от 19.05.2016 N 8 Общество направило проект договора купли-продажи спорного земельного участка в адрес Администрации, Департамента управления имуществом городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара, которое было получено ими, что подтверждается штампами на письме.
Общество, ссылаясь на то, что имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, однако решение по заявлению Общества не принято в отсутствие какого-либо законного обоснования, проект договора купли-продажи не направлен, а также на то, что заключение договора купли-продажи обязательно для ответчиков, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
С 01.03.2015 Министерство имущественных отношений Самарской области утратило полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа Самара.
В силу положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории городского округа Самара, переданы Администрации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
Аналогичные положения изложены в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, Общество в соответствии с указанной нормой права, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, имеет исключительное право на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Как указывалось выше, Общество, реализуя свое право на приобретение спорного земельного участка в собственность, направило проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в адрес уполномоченного органа.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Таким образом, выкупная цена земельного участка должна быть определена в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи указанного заявления.
Судами установлено, что Общество в установленном порядке обратилось с соответствующим заявлением о выкупе спорного земельного участка 23.05.2013.
Принимая проект договора купли-продажи земельного участка в части выкупной цены в редакции, предложенной Обществом, суды исходили из того, что на данном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности, и выкупная цена должна определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями", которая для спорного земельного участка установлена в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка и составила 424 956 руб. 22 коп.
Доводы Администрации в кассационной жалобе о том, что действующим законодательством на орган местного самоуправления возложены полномочия по принятию решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а суд не вправе подменять органы местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка, подлежат отклонению.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Наличие препятствий для предоставления спорного земельного участка в собственность Общества материалами дела не подтверждается, и Администрацией в кассационной жалобе не приводится.
Установив, что Общество является собственником здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, который стоит на кадастровом учете, заявление о его выкупе подано Обществом с соблюдением требований земельного законодательства, суды правильно применили статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворили исковые требования, исходя из наличия у Общества исключительного права на выкуп спорного земельного участка.
Также следует отметить, что Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе в части процедуры предоставления земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, которые уже действовали на момент принятия решения суда первой инстанции, и подлежали применению при рассмотрении настоящего спора.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Таким образом, исходя из анализа норм статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, действующих на момент принятия решения судом первой инстанции, не предусмотрено принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов, и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А55-15311/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Таким образом, исходя из анализа норм статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, действующих на момент принятия решения судом первой инстанции, не предусмотрено принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2017 г. N Ф06-20707/17 по делу N А55-15311/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20707/17
16.03.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19825/17
02.02.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19009/16
28.11.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15311/16