г. Казань |
|
01 июня 2017 г. |
Дело N А06-6987/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Серебряковой В.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области и Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Абрамяна Р.Т. (доверенность от 09.01.2017),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области - Майбороды Н.А. (доверенность от 06.03.2017),
Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области - Головко Ю.В. (доверенность от 28.12.2016),
Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Абрамяна Р.Т. (доверенность от 11.01.2017),
в отсутствие:
Управления Федерального казначейства по Астраханской области - извещено надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Астраханская судоверфь" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2016 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Шараев С.Ю.)
по делу N А06-6987/2016
по заявлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области о признании незаконным действий и решения от 18.01.2016 N 51, об обязании возвратить в бюджет денежные средства в размере 6 680 604,34 руб. с привлечением третьих лиц: УФНС России по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282), УФК по Астраханской области (ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078), ООО "Астраханская судоверфь" (ОГРН 1073016003213, ИНН 3016053349), Финансово-казначейское управление Администрации МО г. Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
администрация Муниципального образования "Город Астрахань" обратилась (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - МИФНС России N 1 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным действий и решения от 18.01.2016 N 51 и обязании возвратить в бюджет денежные средства в размере 6 680 604,34 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2016 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2016 оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с указанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в который просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, по основаниям, указанным в отзыве.
Управление Федерального казначейства по Астраханской области, общество с ограниченной ответственностью "Астраханская судоверфь" своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, конкурсный управляющий ООО "Астраханская судоверфь" Рязанов СВ. обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными сделками по перечислению денежных средств в адрес налогового органа на сумму 6 680 604,34 руб. и обязании инспекции возвратить на расчетный счет должника денежные средства в размере 6 680 604,34 рублей.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2015 по делу N А06-2981/2015 были признаны недействительными сделки перечисления ООО "Астраханская судоверфь" в адрес налогового органа денежных средств по платежному ордеру от 24.10.2014 N 1356, по платежному поручению от 27.10.2014 N 74, от 29.10.2014 N 75 в общей сумме 6 680 604,34 руб.
Кроме того, Арбитражный суд Астраханской области обязал налоговый орган возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Астраханская судоверфь" сумму в размере 6 680 604,34 рублей, перечислив на расчетный счет должника.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 определение арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2015 по делу N А06-2981/2015 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А06-2981/2015 ООО "Астраханская судоверфь" выдан исполнительный лист от 17.12.2015 N ФС006655046.
Инспекцией по заявлению ООО "Астраханская судоверфь" (от 18.01.2016 N 50647745) 18.01.2016 вынесено решение N 51 о возврате Заявителю земельного налога с организаций в границах городских округов (КБК18210606032041000110) в сумме 6 680 604,34 руб.
Инспекцией 18.01.2016 в Управление Федерального казначейства по Астраханской области (далее - УФК по Астраханской области) была направлена заявка ZV3019ZV200000060 на возврат ООО "Астраханская судоверфь" земельного налога с организаций в границах городских округов (КБК18210606032041000ПО) в сумме 6 680 604,34 руб. Заявка содержала реквизиты получателя платежа, сумму возврата, ОКТМО, код КБК, наименование платежа, за счет которого производится возврат.
20.01.2016 платежным поручением N 640194 денежные средства в размере 6 680 604,34 рублей были перечислены на счет ООО "Астраханская судоверфь".
Администрация, не согласившись с действиями должностных лиц инспекции по вынесению решения о возврате, в порядке, установленном статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), обратилась с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области).
Решением УФНС России по Астраханской области от 30.06.2016 N 186-Н жалоба администрации оставлена без удовлетворения.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением к инспекции о признании незаконными действий и решения от 18.01.2016 N 51 и обязании возвратить в бюджет денежные средства в размере 6 680 604,34 руб.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Судами установлено, что во исполнение определения Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2015 по делу N А06-2981/2015 инспекцией 18.01.2016 вынесено решение N 51 о возврате ООО "Астраханская судоверфь" земельного налога с организаций в границах городских округов (КБК18210606032041000110) в сумме 6 680 604,34 руб.
Инспекцией 18.01.2016 в УФК по Астраханской области была направлена заявка ZV3019ZV200000060 на возврат ООО "Астраханская судоверфь" земельного налога с организаций в границах городских округов (КБК 18210606032041000ПО) в сумме 6 680 604,34 руб. Заявка содержала реквизиты получателя платежа, сумму возврата, ОКТМО, код КБК, наименование платежа, за счет которого производится возврат, то есть бюджет муниципального образования "Город Астрахань".
Как верно указали суды, указанные действия инспекции по принятию оспариваемого решения были законными и не противоречащими абзацу 2 пункта 3 статьи 242.3 БК РФ, статьям 78, 79 НК РФ.
В связи с чем подлежит отклонению довод заявителя, о том, что суды предыдущих инстанций при принятии судебных актов ссылались только на совместное письмо Федеральной налоговой службы России и Федерального казначейства от 30.05.2013 N 42-7.4-05/9.3-318 "О взаимодействии территориальных органов Федерального казначейства и территориальных органов Федеральной налоговой службы при исполнении исполнительных документов".
Судами установлено, что денежные средства от ООО "Астраханская судоверфь" по платежным поручениям от 24.10.2014 N 356, от 27.10.2014 N 74, от 29.10.2014 N 75 на общую сумму 6 680 604,34 руб. поступили на счет 401018104000000100009 "Доходы распределяемые ОрФК между бюджетами бюджетной системы РФ" и перечислены в доход муниципального образования "Город Астрахань" по КБК 18210606012041000110 "Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов", что заявителем не оспаривается.
Земельный налог в соответствии со статьей 15 НК РФ является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Налоговый орган не является распорядителем денежных средств, поступающих в счет уплаты налога. Средства поступают не на расчетный счет инспекции, а пополняют соответствующий бюджет.
Налоговый орган является только администратором денежных средств, перечисляемых налогоплательщиками в виде налогов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, о том, что уплаченный ООО "Астраханская судоверфь" земельный налог в общей сумме 6 680 604, 34 руб. подлежал возврату из бюджета муниципального образования.
Поскольку определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2015 по делу N А06-2981/2015 был установлен факт излишне перечисленных налогов, инспекция обоснованно, руководствуясь статьями 78, 79 НК РФ, приняла решение от 18.01.2016 N 51 о возврате налогов из бюджета.
Положенные в основу кассационной жалобы иные доводы заявителя не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А06-6987/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
...
Как верно указали суды, указанные действия инспекции по принятию оспариваемого решения были законными и не противоречащими абзацу 2 пункта 3 статьи 242.3 БК РФ, статьям 78, 79 НК РФ.
...
Земельный налог в соответствии со статьей 15 НК РФ является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
...
Поскольку определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2015 по делу N А06-2981/2015 был установлен факт излишне перечисленных налогов, инспекция обоснованно, руководствуясь статьями 78, 79 НК РФ, приняла решение от 18.01.2016 N 51 о возврате налогов из бюджета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2017 г. N Ф06-20994/17 по делу N А06-6987/2016