г. Казань |
|
21 июня 2017 г. |
Дело N А55-15219/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии:
государственного унитарного предприятия Самарской области "Центр технической инвентаризации" - Гусева К.Б., доверенность N 01-5/85 от 22.12.2016,
в отсутствие:
Прокуратуры города Сызрань - извещено надлежащим образом,
Министерства имущественных отношений Самарской области - извещено надлежащим образом,
акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" - извещено надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Самарской области "Центр технической инвентаризации"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 (председательствующий Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А55-15219/2016
по заявлению государственного унитарного предприятия Самарской области "Центр технической инвентаризации" к Прокуратуре г. Сызрани Самарской области о признании недействительным представления прокурора, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр", акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации",
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Самарской области "Центр технической инвентаризации" (далее - ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Прокуратуры города Сызрани Самарской области исходящий N 07-18/2016 от 04.05.2016 "об устранении требований федерального законодательства о технической инвентаризации и технического учета объектов недвижимости".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных отношений Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр", акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой города Сызрани установлено осуществление в настоящее время Сызранским филиалом ГУП СО "ЦТИ" деятельность по подготовке и выдаче технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда. Данная услуга является платной.
По мнению прокурора, в связи с отменой Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 и Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 с 1 января 2013 года прекратились полномочия Сызранским филиалом ГУП СО "ЦТИ" по подготовке и выдаче технических паспортов, что не позволяет органам технической инвентаризации осуществлять подготовку и изготовление, в том числе за денежные средства, технических паспортов на объекты капитального строительства, не являющиеся объектами жилого фонда.
В адрес генерального директора ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" Шипилова А.Д. прокуратурой города Сызрани вынесено Представление от 04.05.2016 за N 07-18/2016 об устранении нарушений федерального законодательства о технической инвентаризации и технического учета объектов недвижимости.
Заявитель, полагая, что представление противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судебные инстанции установив, что согласно изменениям, внесенным в часть 8 статьи 41 Закона о кадастре Федеральным законом от 23.07.2017 N 250-ФЗ, введенными в действие с 01.10.2013 установлен запрет на использование технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду и изготовленных после 01.01.2013, для оформления технического плана объекта недвижимости, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается в данным выводом судов основанном на правильно применении норм права в силу следующего
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровым учетом) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Положением о Сызранском городском филиале ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации", утвержденному приказом ГУП СО "Центр технической инвентаризации" N 01-1/127-0/1 от 15.05.2015, Сызранский городской филиал ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" является обособленным подразделением ГУП СО "Центр технической инвентаризации".
Пунктом 2.2.1 Положения Сызранский филиала ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" предусмотрено, что филиал осуществляет деятельность по организации и проведению на территории г.о. Сызрань технической инвентаризации, технического учета объектов недвижимости - зданий, сооружений и их комплексов - независимо от форм собственности.
Ранее действующими нормативными правовыми актами предусматривалось проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитованными организациями технического учета, к которым относился заявитель.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Закона о кадастре впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 546 отменено Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", которым определен порядок проведения технической инвентаризации и изготовления технических паспортов объектов капитального строительства, в том числе не относящихся к жилому фонду.
Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2013 N 271 признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", который определял процедуру получения организациями, осуществляющими технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о запрете применения с 01.01.2013 положений постановлений Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", приказа Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Следовательно, не подлежат применению с 01.01.2013 положения указанных нормативных правовых актов, не осуществляется аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства.
С учетом изложенного основан на материалах дела вывод судебных инстанций, что в связи с изменениями федерального законодательства были отменены Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 и Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70, то есть фактически законом прекращены полномочия по подготовке и выдаче технических паспортов Сызранским филиалом ГУП СО "ЦТИ".
В настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, не установлен.
Подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, действующим законодательством не предусмотрена.
Между тем, наличие запрета на осуществление данного вида деятельности, в силу закона, не позволяет органам технической инвентаризации, в данном случае Сызранским филиалом ГУП СО "ЦТИ" осуществлять подготовку и изготовление, в том числе за денежные средства, технических паспортов на объекты капитального строительства, не являющиеся объектами жилого фонда.
Анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что в связи с введением в действие Закона о государственном кадастре и окончанием переходного периода его применения специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации осуществляют только техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, с оформлением технических паспортов на объекты жилищного фонда.
При таких обстоятельствах дела, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляющие технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, до 01.01.2013, после указанной даты не вправе осуществлять данную деятельность в отношении указанных объектов (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Доводы заявителя и третьего лица о том, что они вправе осуществлять не запрещенную деятельность по выдаче технических паспортов, обоснованно не принят во внимание судебными инстанциями, поскольку в соответствии с Положениями об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, установлен административный порядок по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, технический паспорт являлся материальным результатом указанной регламентированной законом деятельности и допустимым доказательством, предназначенным для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета.
Выдача технического паспорта после 01.01.2013 не основана на административном порядке и не отвечает задачам обеспечения полной объективной информацией органов государственной власти, на которых возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; формирования в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении; обеспечения полноты и достоверности сведений о налоговой базе; информационного обеспечения функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
В этой связи судебными инстанциями правильно указано, что в данном случае принцип диспозитивности гражданского законодательства не подлежит применению, поскольку полномочия по выдаче технического паспорта осуществлялась в рамках административных, а не гражданских правоотношений.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно того, что отношения между ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" и заказчиками не являются административными, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую судьи дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению.
С учетом вышеизложенного, судебными инстанциями правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 по делу N А55-15219/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ нормативных правовых актов свидетельствует о том, что в связи с введением в действие Закона о государственном кадастре и окончанием переходного периода его применения специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации осуществляют только техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, с оформлением технических паспортов на объекты жилищного фонда.
При таких обстоятельствах дела, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляющие технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, до 01.01.2013, после указанной даты не вправе осуществлять данную деятельность в отношении указанных объектов (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Доводы заявителя и третьего лица о том, что они вправе осуществлять не запрещенную деятельность по выдаче технических паспортов, обоснованно не принят во внимание судебными инстанциями, поскольку в соответствии с Положениями об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, установлен административный порядок по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, технический паспорт являлся материальным результатом указанной регламентированной законом деятельности и допустимым доказательством, предназначенным для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2017 г. N Ф06-21120/17 по делу N А55-15219/2016