г. Казань |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А55-27555/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Королёвой Н.Н., Александрова В.В.,
при участии представителей:
истца - Бегизардовой И.А. (доверенность от 28.12.2016),
ответчика - Туишевой О.А. (доверенность от 01.12.2016),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2017 (судья Каленникова О.Н.)
по делу N А55-27555/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 160 857,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик, АО "РН-Транс") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 160 857,60 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2017 исковые требования удовлетворены.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 апелляционная жалоба ответчика возвращена в связи с отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что к увеличению срока простоя, и как следствие, к нарушению сроков доставки, привели действия самого истца, в связи с чем требование об оплате за период простоя вагонов на путях "Отрадное" с 19.12.2015 по 23.12.2015 является необоснованным. Кроме того, в пределах нормативного срока доставки плата за использование инфраструктуры входит в состав железнодорожного тарифа за перевозку грузов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.06.2009 между ОАО "РЖД", АО "РН-Транс" заключен договор N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новокуйбышевская от 29.06.2009.
В соответствии с пунктом 16.2.2. указанного договора за время задержки вагонов (контейнеров) в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от АО "РН-Транс" при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к вышеуказанному договору (в редакции дополнительного соглашения к указанному договору).
Согласно актам общей формы от 10.12.2015 N 250, N 251 (начало простоя), от 18.12.2015 N 264, N 263 (окончание простоя) в период с 10.12.2015 по 18.12.2015 вагоны простаивали на путях общего пользования станции Звезда.
Время простоя составило 187 час. 08 мин.
Сумма начисленной платы составляет 85 295,00 руб. без НДС.
На основании актов общей формы от 19.12.2015 N 1/1621 (начало простоя), N 1/1625 (окончание простоя) в период с 19.12.2015 по 23.12.2015 вагоны простаивали на путях общего пользования станции Отвага.
Время простоя составило 74 час. 48 мин.
Сумма начисленной платы составляет 51 025,00 руб. без НДС.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила, включая НДС-18%, 160 857,60 руб.
Для оплаты указанной суммы платы ответчику направлялась претензия от 01.02.2016 N 482/КБШНЮ.
Оставление претензии без удовлетворения послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Из разъяснений, данных в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, следует, что плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по причинам зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Установление сторонами договора оплаты использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования", к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указываются номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Аналогичный порядок задержки вагонов в пути следования определен Распоряжением N 558, предусматривающим, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением о возникновении таких причин и о необходимости задержки в пути следования вагонов.
Начальник Дирекции управления движением принимает решение об отстановке поезда от движения, определяет станцию, на которой будут задержаны вагоны, контейнеры.
В соответствии с принятым решением уполномоченный представитель Дирекции передает распоряжение начальникам станций задержки и назначения вагонов.
В этом распоряжении указывается номер и индекс поезда, количество задерживаемых вагонов, контейнеров в поезде, дата и время передачи распоряжения, наименование грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, причины задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Распоряжением от 10.12.2015 N 7701 за подписью Новикова Д.В. предписано отставить от движения поезд N 2422. Станция задержки Звезда (диск).
Распоряжением от 19.12.2015 N 7738 за подписью Новикова Д.В. предписано отставить от движения поезд N 3676. Станция задержки Отвага (диск).
Согласно пункту 2.5. Распоряжения N 558р при отставлении поезда от движения уполномоченный работник станции задержки вагонов, составляет на все задержанные вагоны, контейнеры акт общей формы с указанием наименования станции задержки, номера и индекса поезда, номеров вагонов, контейнеров, номера распоряжения начальника Дирекции управления движением, даты, времени и причины отставления поезда от движения, передает в информационные системы сообщение 204 с кодом "01".
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На станции Звезда составлены акты общей формы от 10.12.2015 N 250, N 251, грузополучателю передано извещение о задержке.
На дату отставления поезда грузополучатель свои возражения не представил.
На станции Отвага составлен акт общей формы от 19.12.2015 N 1/1621, грузополучателю передано извещение о задержке.
В силу пункта 3.1. Распоряжения N 558р об освобождении мест погрузки, выгрузки, расположенных на железнодорожном пути необщего пользования, в местах общего пользования, освобождении железнодорожных путей станции или устранении других причин, повлекших за собой задержку вагонов, контейнеров в пути следования по вине грузополучателя, начальник станции оперативно информирует начальника Дирекции управления движением.
Дирекция управления движением после получения указанной информации действует в порядке, установленном пунктом 2.2 настоящих рекомендаций, оформляя распоряжение об отправлении вагонов, контейнеров, задержанных в пути следования, согласно приложению 4 к настоящими рекомендациям.
Распоряжением от 18.12.2015 N 7130 предписано отправить ранее отставленный на станции Звезда от движения поезд (диск).
Распоряжением от 23.12.2015 N 7147 предписано отправить ранее отставленный на станции Отвага от движения поезд (диск).
В соответствии с пунктом 3.3. Распоряжения N 558р уполномоченный работник станции задержки вагонов, контейнеров после получения распоряжения начальника Дирекции управления движением обязан: составить второй акт общей формы на окончание задержки вагонов, сделать в железнодорожной транспортной накладной в графе "Отметки перевозчика" и дорожной ведомости под наименованием груза соответствующую отметку.
На станции Звезда составлены соответствующие акты общей формы от 18.12.2015 N 263, N 264.
На станции Отвага составлен соответствующий акт общей формы от 23.12.2015 N 1/1625.
Оформление увеличения срока доставки грузов осуществляется по прибытии задержанных в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения в порядке, установленном пунктом 4 распоряжения ОАО "РЖД" от 09.11.2011 N 2409р. (пункт 3.5. Распоряжения N 558р).
По прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В этих целях на станции назначения по каждому дню за период задержки вагонов, контейнеров в пути следования ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования (пункт 3.6. Распоряжения N 558р).
При наличии доказательств вины грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования в задержке вагонов, контейнеров в пути следования уполномоченный работник станции назначения составляет новый акт общей формы, в котором указываются станция задержки вагонов, контейнеров, причины их задержки, номер и индекс поезда, количество задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, номера и даты распоряжений, на основании которых они задержаны и отправлены.
Уполномоченный работник станции назначения формирует комплект первичных документов, позволяющий доказать, что отстановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включающий в себя: - акт общей формы станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров в пути следования, подписанный грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования, в том числе подписанный с разногласиями, возражениями; - памятки приемосдатчика, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и в местах общего пользования, составленные по этой причине акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования; - копии извещения грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования о дате и времени задержки и отправления вагонов с отметкой о получении их указанными лицами либо копию почтовых уведомлений о получении ими этих извещений.
На станции назначения истцом составлены акты общей формы, в которых указаны причины задержки, время простоя и иная необходимая информация.
Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Акты подписаны ответчиком с возражениями.
Доводы ответчика относительно необходимости представления истцом актов общей формы, подтверждающих нарушение сроков налива вагонов и иные нарушения, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
В пункте 3.6.1. Распоряжения N 558р указано на формирование пакета документов, включающего в себя, в том числе, акты общей формы.
Между тем акты необходимы только в случае сверхнормативного нахождения вагонов в местах общего пользования.
Истец представил указанные в данном пункте памятки приемосдатчиков, подтверждающие сверхнормативное нахождение вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, анализ занятости путей необщего пользования, а также приобщил к материалам дела акты общей формы, подтверждающие занятость путей общего пользования вагонами ответчика в ожидании накопления отправительского маршрута в соответствии с договором от 10.10.2013 N М-10.
Грузоотправитель в соответствии с разделом 2.2. договора обязался производить оплату договорного сбора за оказанные услуги, а в случае нарушения порядка формирования, - плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих исполнителю.
При этом пункт 2.2.6. в последнем случае обязывает ответчика подписывать соответствующие акты общей формы для учета времени нахождения на железнодорожных путях общего пользования в случае нарушения пункта 1.2.
Согласно пункту 2.2.7 договора, за формирование маршрута на путях общего пользования помимо рассчитанного и установленного для каждого маршрута договорного сбора, на основании акта общей формы, грузоотправитель вносит оплату (плату за пользование вагонами) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов во время формирования маршрута, с момента вывода первой группы вагонов для формирования маршрута до времени передачи на путь общего пользования формирования состава последней группы вагонов этого маршрута.
Поскольку на представленные акты общей формы, составленные в соответствии с условиями договора, а значит, только в случае нарушения пункта 1.2. договора, ответчиком не заявлено возражений, суд первой инстанции правомерно принял указанные акты в качестве доказательств занятости в спорный период путей общего пользования станции назначения.
Таким образом, занятость путей необщего пользования подтверждается памятками и анализом занятости путей.
Из памяток приемосдатчиков видны нарушения ответчика по соблюдению сроков налива вагонов.
Как правильно указал суд, указанное обстоятельство не требует составления актов общей формы, поскольку истец не является участником данных правоотношений.
Ссылка ответчика на подписанный сторонами Единый технологический процесс по ст. Новокуйбышевская, свидетельствующий, по мнению ответчика о том, что стороны увеличили время нахождения вагонов под грузовыми операциями, правомерно не принят судом во внимание, поскольку договором не является.
Каких - либо изменений в договор от 26.09.2009 N 3/245 в части сроков нахождения вагонов под грузовыми операциями внесено не было.
Доводы ответчика, указанные в разногласиях к актам общей формы, а именно о наличии свободных путей в определенные промежутки времени, составляющие от 1 до 2 часов, также обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку ответчик не учитывает время на подачу подготовленного локомотива с бригадой, расстояние до пункта назначения и скорость движения, установленную на участках пути, что превышает 1 - 2 часа.
Доказательств того, что пути необщего пользования на ст. Новокуйбышевская были свободны и готовы к приему вагонов ответчик не представил.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов видно, что истцом были составлены все необходимые документы (приказы, акты общей формы, уведомления) и совершены все необходимые действия (извещение грузополучателя о задержке и отправлении задержанных вагонов), связанные с задержкой вагонов в пути следования.
На основании памяток приемосдатчиков истцом сделан анализ занятости путей необщего пользования ответчика.
Из данного анализа видно, что на путях необщего пользования постоянно шла работа по подаче и уборке вагонов. Эстакады были заняты вагонами.
В связи с этим истец не имел возможности принять задержанные на станции Звезда и Отвага вагоны, так как и пути необщего пользования, и пути станции Новокуйбышевская были заняты вагонами ответчика, которые в связи с несвоевременным наливом вагонов стояли на путях станции Новокуйбышевская в ожидании накопления отправительского маршрута.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении истцом сроков уборки вагонов с путей необщего пользования ответчика, а также доказательства возможности принятия отставленных вагонов на станции назначения, ответчиком не представлены.
При таких условиях исковые требования были удовлетворены судом правомерно в указанном ОАО "РЖД" размере.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2017 по делу N А55-27555/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По прибытии на станцию назначения задержанных в пути следования вагонов, контейнеров с фактическим нарушением нормативного срока доставки уполномоченный работник станции назначения дополнительно рассматривает обоснованность отнесения задержки поезда в пути следования на вину грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В этих целях на станции назначения по каждому дню за период задержки вагонов, контейнеров в пути следования ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, под погрузкой и выгрузкой в местах общего пользования на основании сведений памяток приемосдатчика, актов общей формы и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов, оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования (пункт 3.6. Распоряжения N 558р).
...
Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
...
В пункте 3.6.1. Распоряжения N 558р указано на формирование пакета документов, включающего в себя, в том числе, акты общей формы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2017 г. N Ф06-21634/17 по делу N А55-27555/2016