г. Казань |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А55-23664/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Рассказчиковой А.Ю. (доверенность от 22.03.2017),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (председательствующий судья Садило Г.М., судьи Серова Е.А., Холодкова Ю.Е.)
по делу N А55-23664/2016
по исковому заявлению муниципального образования городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании за счёт казны Самарской области убытков, с участием в деле в качестве третьих лиц: Правительства Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городской округ Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) о взыскании за счёт средств казны Самарской области 20 673 000 руб. убытков.
Исковое заявление мотивировано наличием у субъекта федерации обязанности по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, обязанность по предоставлению жилых помещений Мэрией установлена решениями суда общей юрисдикции, судебными актами по другим делам установлена обязанность субъекта федерации по предоставлению жилых помещений.
Определением от 28.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области (далее - Минфин), Министерство строительства Самарской области.
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку жилое помещение выбыло из владения Мэрии в силу исполнения возложенных на него полномочий, не связано с экономической деятельностью, необоснованны ссылки на законодательством субъекта федерации, предъявленная ко взысканию сумма не соответствует установленным требованиям по площадям жилого помещения, требования не носят экономического характера, Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, по гражданам, вставшим на учёт до 2005 года, отвечает Российская Федерация, пропущен срок исковой давности.
Минфин в отзыве на кассационную жалобу так же просил отказать в удовлетворении требований, поскольку предоставление помещений относится к обязанностям муниципального образования, у Самарской области отсутствуют расходные обязательства по данной категории споров, финансирование расходов по лицам, вставшим на учёт до 2005 года производится за счёт средств федерального бюджета, финансовые средства из федерального бюджета не выделялись.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 исковые требования удовлетворены.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: решениями суда общей юрисдикции на Мэрию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений, осуществление полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций из областного бюджета, субвенции не предоставлялись, предоставление жилых помещений отнесено к расходным обязательствам субъекта федерации, срок исковой давности не пропущен.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 решение суда первой инстанции от 25.01.2017 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Министерство ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся относятся к вопросам местного значения, субъектом федерации органам местного самоуправления было предоставлено финансирование, предоставленные жилые помещения не соответствуют норма предоставления жилых помещений, спор не имеет экономического характера, расходы по лицам, вставшим на учёт до 01.01.2005, финансируются из федерального бюджета, срок исковой давности подлежит исчислению с даты решений суда общей юрисдикции.
Так же с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты в суд округа обратился Минфин, который просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований ввиду неправильного применения норм права и несоответствия выводов судов обстоятельствам дела. Судами не установлены правовые основания возложения обязанности по финансированию на Самарскую область, получившие жилые помещения лица являются малоимущими, предоставление жилых помещений малоимущим относится к полномочиям органов местного самоуправления, у субъекта федерации отсутствуют расходные обязательства по финансированию в данном случае, необоснованно возложены расходы по гражданину, вставшему на учёт до 01.01.2005, не дана оценка отсутствию противоправности в действиях субъекта федерации, расходы муниципального образования профинансированы в пределах предусмотренных средств.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей Министерства и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Мэрии просила оставить судебные акты без изменения, поскольку судебными инстанциями дана надлежащая оценка изложенным в кассационных жалобах доводам, основания для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции в кассационных жалобах отсутствуют.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, заслушав представителя Мэрии, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20.03.2013 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Еремину В.А. вне очереди жилого помещения в г. Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья, с учётом имеющейся в собственности жилой площади.
Во исполнение решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.12.2013 N 8933-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 08.09.2014 N 9025 была предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью 30,6 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Ленина, д. 100, кв. 64.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости рыночная стоимость квартиры составляет 1 368 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.03.2013 на Мэрию возложена обязанность по предоставлению Авдяковой Л.В. вне очереди жилого помещения в г. Тольятти на состав семьи пять человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 14.04.2014 N 2505-р/5 по договорам безвозмездной передачи в собственность от 05.02.2015 N 278 и от 25.11.2014 N 9094 были предоставлены однокомнатная квартира общей площадью 13,3 кв. м по адресу: г. Тольятти, Ленинский проспект, д. 38, кв. 106а, и трёхкомнатная квартира общей площадью 64,5 кв. м, по адресу: г. Тольятти, Голосовая улица, д. 96, кв. 177.
Согласно отчётам об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данных квартир составляет 997 000 руб. и 2 644 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.03.2013 Мэрию обязали предоставить Денисову Л.А. жилое помещение вне очереди на состав семьи из трёх человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 18.06.2014 N 4243-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 26.09.2014 N 661 была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 53,5 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Тополиная, д. 43, кв. 110.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 484 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24.12.2012 Мэрию обязали предоставить Максутовой С.Ю. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 16.05.2014 N 3371-р/5 по договору социального найма жилого помещения от 21.05.2014 N 6ц-2013 было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, в двухкомнатной квартире общей площадью 34,2 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 11, корпус 1, кв. 143.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость жилого помещения составляет 1 605 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.06.2013 Мэрию обязали предоставить Мустафаевой Гамзе Байрам кызы вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 31.03.2014 N 2109-р/5 по договору безвозмездной передачи квартир в собственность от 20.05.2014 N 8940 была предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью 64,9 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Голосова, д. 95, кв. 180.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 21.01.2016 рыночная стоимость квартиры составляет 2 644 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25.05.2012 Мэрию обязали предоставить Сеттаровой М.А., Сеттарову Р.Э., Сеттаровой С.Э., Сеттарову Э.Э. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 20.12.2013 N 8768-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 10.04.2014 N 327 была предоставлена трёхкомнатная квартира, общей площадью 59,9 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Маршала Жукова, д. 44, кв. 3.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость квартиры составляет 2 765 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.05.2012 Мэрию обязали предоставить Тюкаевой Р.М., Тюкаеву Р.И., Тюкаеву Р.Р., Тюкаевой Л.Р. жилое помещение в г. Тольятти, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 14.11.2013 N 7613-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 24.11.2014 N 9109 была предоставлена трёхкомнатная квартира, общей площадью 65,4 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Голосова, д. 97, кв. 37.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 766 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08.08.2012 Мэрию обязали предоставить Габуния Л.Г., Габуния Г.Т., Габуния Р.Г., Габуния Р.Г. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учётом имеющегося в собственности жилого помещения.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 27.09.2013 N 6408-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 09.07.2014 N 469 было предоставлено помещение в квартире, общей площадью 34,8 кв. м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 7, к. 1, кв. 128.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость жилого помещения 878 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.06.2012 Мэрию обязали предоставить Утигалиевой О.О. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 27.09.2013 N 6407-р/5 по договору безвозмездной передачи в собственность от 21.01.2015 N 160 была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 44,8 кв. м по адресу: г. Тольятти, Московский проспект, д. 11, кв. 16.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данных комнат составляет 1 845 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 29.05.2012 Мэрию обязали предоставить Еловской Ф.Г. вне очереди жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи два человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учётом имеющегося.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.09.2013 N 6267-р/5 по договору о безвозмездной передаче квартир в собственность от 23.01.2015 N 9200 была предоставлена комната жилой площадью 17,9 кв. м, по адресу: г. Тольятти, Ленинградская улица, д. 2А, комната 227.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной комнаты составляет 677 000 руб.
Указанные выше решения суда общей юрисдикции обусловлены тем обстоятельством, что в состав семьи обратившихся в суд заявителей входят лица, либо сами данные заявителя, страдают заболеваниями, которые входят в пункт 3, 4 перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Общая сумма расходов Мэрии, связанных с предоставлением жилых помещений на основании вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, составила 20 673 000 руб.
Поскольку расходы по предоставлению вышеуказанных жилых помещений подлежат компенсации за счёт средств субъекта федерации, Мэрия направила в адрес Министерства претензию от 05.09.2016 N 2089/6.4 с требованием о возмещении расходов, понесённых муниципальным образованием.
Удовлетворяя предъявленные по делу требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения требований о привлечении лица к гражданско-правовой ответственности необходимо совокупное наличие следующих обстоятельств: сам факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункта 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите) предусмотрено предоставление за счёт средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт до 01.01.2005. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом.
Указанные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учёт после 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счёт жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путём предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного закона обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учёт после 01.01.2005, в том числе граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путём предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учёт и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу указанных выше положений федерального законодательства и законодательства Самарской области предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счёт средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счёт обязанного лица - субъекта Российской Федерации - Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности.
Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Мэрией наличия расходов по предоставлению жилых помещений отдельной категории граждан, исходя из положений статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.
Давая оценку доводам заявителей кассационных жалоб о наличии финансирования из средств областного бюджета, судебные инстанции исходили из недостаточности указанных средств, поскольку в полученных муниципальным образованием денежных средствах расходы на возмещение затрат на выделение указанным в исковом заявлении Мэрии гражданам жилых помещений из муниципального фонда, не предусмотрены. Средства дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, полученные из бюджета Самарской области, направлены на обеспечение первоочередных расходных обязательств, а именно: на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", на финансирование объектов социальной инфраструктуры, переданной в муниципальную собственность от ОАО "АВТОВАЗ". Субвенции, выделенные из федерального бюджета распределены не покрыли затрат, связанных с предоставлением жилых помещений поименованным в исковом заявлении Мэрии гражданам.
Указание Министерства и Минфина на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определённым категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесённых муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Доводы Минфина о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку жилые помещения Мэрией предоставлены на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав семьи которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Указанию в кассационных жалобах на пропуск Мэрией срока исковой давности дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
В соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно положениям части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судебными инстанциями правомерно указано, что в рамках настоящего дела начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суды обоснованно указали, что, поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о безвозмездной передаче и по договорам социального найма, общий срок исковой давности, предусмотренный статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации на дату подачи искового заявления Мэрией не пропущен.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неподведомственности спора арбитражному суду в связи с отсутствием экономического характера спора являются ошибочными.
С учётом положений процессуального законодательства, принимая во внимание субъектный состав участвующих в деле лиц и характер спора, судебными инстанциями правомерно рассмотрены требования Мэрия в порядке арбитражного судопроизводства.
Ссылка Минфина на несоответствие площади предоставленных помещений установленным нормам и правилам так же рассмотрена судебными инстанциями, которые в частности, обоснованно руководствовались положениями части 3 статьи 17 Закона о социальной защите, предусматривающей возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неправомерном удовлетворении судебными инстанциями требований Мэрии в связи с предоставлением жилого помещения Сеттаровым, поскольку данные требования подлежат удовлетворению за счёт средств федерального бюджета, в связи с постановкой нуждающегося на учёт до 01.01.2005, являются ошибочными и противоречат материалам дела.
Действительно, в соответствии с решением суда общей юрисдикции семья Сеттаровых состояла на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях с 05.11.2001.
В то же время, суд общей юрисдикции обязал Мэрию предоставить вне очереди жилое помещение в связи с совместным проживанием с Сеттаровым Э.Э., страдающим хроническим психическим заболеванием. При этом Сеттаров Э.Э. родился 05.08.2008.
Фактически доводы заявителей кассационных жалоб повторяют доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление и апелляционных жалобах, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании норм права и материалов дела, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованных по делу судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А55-23664/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Минфина о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности выводов судебных инстанций, поскольку жилые помещения Мэрией предоставлены на основании решения суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав семьи которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
...
В соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно положениям части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
...
Суды обоснованно указали, что, поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о безвозмездной передаче и по договорам социального найма, общий срок исковой давности, предусмотренный статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации на дату подачи искового заявления Мэрией не пропущен."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2017 г. N Ф06-21544/17 по делу N А55-23664/2016