г. Казань |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А65-28857/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.
при участии представителя:
Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - Васильева И.С., доверенность от 01.01.2017.
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017
А65-28857/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Насыбуллина Артура Эльбрусовича, г. Казань (ОГРНИП 313169034600080) к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань о признании незаконными решения и письма,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Насыбуллин Артур Эльбрусович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с уточнением требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, управление) о признании незаконными решения об отказе в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и письма от 05.10.2016 N 15-9788 об отказе в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также по взысканию расходов по оплате юридических услуг в сумме 20 000 руб. и расходов по заверению у нотариуса доверенностей в сумме 3 500 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2017 отменено, заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" от 09.10.2016 N 15-9788 об отказе в выдаче индивидуальному предпринимателю Насыбуллину Артуру Эльбрусовичу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Одновременно суд обязал Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении оставшейся части отказано.
Управление, не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2017, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2017, со ссылкой на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 30.09.2016 предприниматель обратился в управление с заявлением N 3 о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, на срок с 15.10.2016 по 14.01.2017 по маршруту движения: г. Казань, ул. Адель Кутуя, дом 161 - Зеленодольск - Йошкар-Ола - Яранск - Котельнич - Шарья - Никольск - Тотьма - обх. г. Вологда - Тихвин - Санкт- Петербург - КАД - Тосно - Тверь - Клин - Дмитров - Электрогорск - Владимир - Н.Новгород - Чебоксары - г. Казань, ул. Аделя Кутуя, дом 161.
Письмом от 05.10.2016 N 15-9788 управление отказало предпринимателю в выдаче специального разрешения, указав, что маршрут не проходит по федеральным дорогам, находящимся в оперативном управлении ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Кроме того, пункты отправления и назначения совпадают, следовательно, движение по автомобильным дорогам не осуществляется.
Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первый инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о правомерности отказа Управления.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал данный вывод суда первой инстанции ошибочным, указав, что именно на Управление в силу норм действующего законодательства возложена обязанность по установлению пути следования по заявленному маршруту, а также направление в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии с требованием частью 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, в том числе порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в частности, Приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2012 N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляемого перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок N 258).
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утв. приказом Минтранса России от 28.03.2013 N 107 (далее - Регламент N 107).
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные по делу доказательства, установив, что указанный предпринимателем маршрут проходит через автодорогу федерального значения М 7 "Волга", пункт отправления Казань - Зеленодольск - Йошкар-Ола, находится в оперативном управлении ФКУ "Волго-Вятскуправдор" (приложение к распоряжению Федерального дорожного агентства от 27.09.2016 N 1988), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление в рассматриваемом случае является уполномоченным органом по выдаче разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
При этом, судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что согласно положений Порядка N 258 и Регламента N 107 именно на должностного лица, ответственного за предоставление государственной услуги, закреплена прямая обязанность устанавливать путь следования по заявленному маршруту, а не произвольно его менять.
В рассматриваемом случае Управление в нарушение подпункта 1 пункта 17 Порядка N 258 и подпункта 1 пункта 63 Регламента N 107 произвольно изменило маршрут следования заявителя, в связи с чем пришло к неправильному выводу, что маршрут заявителя не проходит по дорогам федерального значения, находящимся в оперативном управлении ответчика.
Кроме того, в соответствии с абзацем 4 пункта 7 Порядка N 258 по выбору заявителя заявление подается в уполномоченный орган либо в уполномоченное им подведомственное учреждение (организацию), если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за данным учреждением (организацией) (далее - подведомственное учреждение (организация)), информация о чем также размещается на сайте уполномоченного органа.
Аналогичное положение закреплено в пункте 53 Регламента N 107.
При таких обстоятельствах дела, решение управления об отказе в выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, изложенное в письме от 05.10.2016 N 15-9788 правомерно признано судом апелляционной инстанции незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно признал выводы суда первой инстанции несоответствующими материалами дела и нормам права, и удовлетворил заявленные требования предпринимателя в части.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о их несогласии с той оценкой, которую суд дал фактическим обстоятельствам дела, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу N А65-28857/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, в том числе порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в частности, Приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2012 N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляемого перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок N 258).
Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утв. приказом Минтранса России от 28.03.2013 N 107 (далее - Регламент N 107)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2017 г. N Ф06-21613/17 по делу N А65-28857/2016