г. Казань |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А55-17295/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Косенко Е.А., доверенность от 10.04.2017,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары - Баширина И.П., доверенность от 13.01.2017,
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Баширина И.П., доверенность от 20.01.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 (судья Харламов А.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-17295/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион", с. Спиридоновка Самарской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области о признании недействительными решений, с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, администрации городского округа Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - инспекция) от 15.04.2016 N 12-36/6878 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 211 679 рублей недоимки по земельному налогу за 2014 год, начисления 25 263 рублей 50 копеек пени и 42 335 рублей 80 копеек штрафа. Общество также просило признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - управление) от 27.06.2016 N 03-15/16427, принятое по апелляционной жалобе налогоплательщика (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции в оспариваемой части признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция и управление просят отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.07.2017 до 15 часов 00 минут 11.07.2017.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Обществом представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год по десяти земельным участкам, находящимся в его собственности.
17.11.2015 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год с номером корректировки "3".
По результатам камеральной проверки данной декларации инспекцией составлен акт от 26.02.2016 N 24805, в котором содержались предложения налогового органа о доначислении к уплате заявителю общей суммы земельного налога по имеющимся десяти земельных участкам в размере 630 870 рублей.
До установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) срока принятия решения по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, общество представило еще одну уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год с номером корректировки "4". В данной декларации сумма земельного налога по семи земельным участкам приведена в соответствии с актом проверки от 26.02.2016 N 24805, налогоплательщиком уплачена сумма земельного налога по семи земельным участкам в размере 419 191 рублей.
По трем земельным участкам с кадастровыми номерами, соответственно, 63:01:610002:8, 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18 (вид разрешенного использования - "под прилегающую незастроенную территорию"), общество не согласилось с мнением налогового органа. Расчет суммы земельного налога по данным участкам произведен из расчета кадастровой стоимости 1 рубль, ставки налога 1,5 процентов, вид разрешенного использования "под прилегающую незастроенную территорию", что привело к нулевому показателю исчисления земельного налога.
Решением налогового органа от 15.04.2016 N 12-36/6878 обществу доначислены оспариваемые суммы земельного налога, пени и штрафов.
Налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по названным земельным участкам, поскольку, по мнению инспекции, общество использовало вышеназванные земельные участки с нарушением разрешенного вида деятельности (земли используются под размещение торговых центров "Зеленая страна" и "Скала" (необходимая территория для функционирования и обслуживания торгового центра)). В обоснование указанных выводов налогового органа положены оформленные Департаментом управления имуществом городского округа Самара акты "Установления фактического использования земельного участка" от 25.11.2015 N 1004, 1005 и N 1007. Инспекция исходила из того, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду, уменьшая налоговую базу по земельному налогу за счет применения кадастровой стоимости земельного участка без учета его фактического использования. Инспекция сослалась на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласно которому под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в следствие, в том числе, уменьшения налоговой базы, применения более низкой налоговой ставки. Доначисляя налогоплательщику земельный налог, инспекция применила в целях формирования налогооблагаемой базы значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610), соответствующие фактическому использованию спорного земельного участка - "торговые центры, выставки товаров".
Решением управления от 27.06.2016 N 03-15/16427, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решениями налоговых органов, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений", Правительством Самарской области принято Постановление N 610.
Для целей налогообложения названное постановление вступило в силу с 01.01.2014.
Данным постановлением кадастровая стоимость участков 63:01:610002:8, 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18 отдельно определена по каждому участку в размере 1 рубля.
Постановление N 610 в части определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным. Установленная по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость в проверяемом налоговом периоде не изменялась и не пересматривалась.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В этой связи установив, что в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год заявитель исчислил земельный налог в отношении указанных выше трех спорных земельных участков исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 610 и подтвержденной кадастровыми справками филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 12.02.2014, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу земельного налога. Доказательств нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:610002:8 и 63:01:610002:9 акты Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.11.2015 N 1004 и N 1005 не содержат, по акту N 1007 общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлечено.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Постановлением N 610 заявителю кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков определена самостоятельно, заявитель, руководствуясь статьями 390-391 Кодекса, правомерно определил налогооблагаемую базу по земельному налогу. Данные действия не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении налогоплательщика. Иных доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговый выгоды в результате занижения кадастровой стоимости, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", оспариваемое решение не содержит.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А55-17295/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В этой связи установив, что в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год заявитель исчислил земельный налог в отношении указанных выше трех спорных земельных участков исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 610 и подтвержденной кадастровыми справками филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области от 12.02.2014, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления обществу земельного налога. Доказательств нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:610002:8 и 63:01:610002:9 акты Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.11.2015 N 1004 и N 1005 не содержат, по акту N 1007 общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлечено.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Постановлением N 610 заявителю кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков определена самостоятельно, заявитель, руководствуясь статьями 390-391 Кодекса, правомерно определил налогооблагаемую базу по земельному налогу. Данные действия не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении налогоплательщика. Иных доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговый выгоды в результате занижения кадастровой стоимости, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", оспариваемое решение не содержит."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2017 г. N Ф06-22299/17 по делу N А55-17295/2016