Рекомендации
по применению в строительном производстве требований нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
МДС 12-22.2005
(утв. Росстроем)
Введение
Строительство по условиям безопасности труда относится к наиболее потенциально опасным отраслям производства. Это обусловлено характером и спецификой строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, которые в большинстве своем выполняются на открытом воздухе в сложных природно-климатических условиях, на территории действующих промышленных предприятий и в условиях плотной городской застройки. Значительную часть этих работ выполняют на высоте и под землей в условиях действия опасных и вредных производственных факторов.
Мобильный характер рабочих мест, значительное разнообразие строительных объектов, многообразие технологических и организационных способов производства строительно-монтажных работ требуют повышенного внимания к решению вопросов безопасности труда на основе применения действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Безопасность труда в строительстве регламентируется значительным числом нормативных правовых и иных нормативных актов. Они подразделяются на отраслевые, утверждаемые Госстроем России, и межотраслевые, утверждаемые другими федеральными органами исполнительной власти. К числу основных отраслевых нормативных актов по безопасности труда в строительстве относятся СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, зарегистрированные Минюстом России 18.10.2002 N 3880.
Указанный нормативный правовой акт взаимосвязан со значительным количеством нормативных правовых и иных нормативных актов, часть которых была принята после ввода в действие данного СНиП. Указанные документы имеют, как правило, многоцелевой характер и пользование ими вызывает затруднение.
Рекомендации предназначены для использования совместно со СНиП 12-04-2002 при решении практических вопросов охраны труда в строительных организациях, а также при проведении обучения и проверке знаний требований охраны труда у руководящих работников и специалистов строительных организаций. В целях удобства пользования требования указанных документов приведены в качестве приложения к Рекомендациям.
1. Нормативные основы безопасности труда в строительстве
1.1. При организации и выполнении работ в строительном производстве необходимо обеспечить безопасные условия труда работников. Безопасность труда в строительстве регламентируется системой законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы охраны труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологии процессов, организации производства и труда.
1.2. В развитие статьи 211 ТК РФ принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Этим постановлением определен порядок разработки государственных нормативных требований охраны труда и утвержден следующий Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:
1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), утверждаемые Минтрудом России.
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти.
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплутации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), утверждаемые Госгортехнадзором России, Госатомнадзором России.
4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России.
5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству, утверждаемые Госстроем России.
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН), утверждаемые Минздравом России.
Согласно постановлению указанные в пп. 2 - 5 Перечня федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты по согласованию с Минтрудом России и соответствующими профсоюзными органами. Постановлением также установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
1.3. Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Согласно этому постановлению нормативные акты, имеющие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны проходить государственную регистрацию в Минюсте России.
Прошедшие регистрацию нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. В течение одного дня после государственной регистрации копии актов направляются Минюстом России в "Российскую газету", в бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература", в научно-технический центр правовой информации "Система".
Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.
1.4. Утверждаемые Госстроем России СНиП и СП входят в систему строительных норм и правил, поэтому указанные нормативные правовые акты должны одновременно быть взаимосвязаны с системой государственных нормативных требований охраны труда и системой строительных норм и правил.
Основными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда и регламентирующими порядок организации и выполнения работ в строительстве, являются:
СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 г. N 80, зарегистрированные Минюстом России 9 августа 2001 г. N 2862;
СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", принятые и введенные в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 г. N 123, зарегистрированные Минюстом России 18.10.2002 г. N 3880.
Указанные документы разработаны взамен СНиП III-4-80* "Техника безопасности в строительстве" (Часть 1 на основе первых семи разделов этого СНиП, а Часть 2 - на основе остальных разделов). При этом СНиП 12-03-2001 в отличие от СНиП III-4-80* распространяется не только на строительное производство, но также и на строительную индустрию и промышленность строительных материалов. Естественно, что оба документа тесным образом взаимосвязаны между собой, так как СНиП 12-04-2002 является продолжением СНиП 12-03-2001.
В развитие указанных СНиП были разработаны и введены в действие следующие Своды правил по проектированию и строительству:
СП 12-135-2003 "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда", утвержденные и введенные в действие постановлением Госстроя России от 08.01.03 N 2, зарегистрированные Минюстом России 25.03.2003 г. N 4321;
СП 12-136-2002 "Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ", утвержденные и введенные в действие постановлением Госстроя России от 17.09.02 N 122, зарегистрированные Минюстом России 11 декабря 2002 г. N 4026.
1.5. В связи с вводом в действие с 01.07.2003 г. Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Минюст России приостановил государственную регистрацию нормативных правовых актов по охране труда. Указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "27 декабря 2002 г."
разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг;
оценке соответствия.
Согласно этому закону должен быть разработан строго ограниченный набор законодательных актов, включающий общие и специальные технические регламенты. Общие технические регламенты должны содержать требования безопасности, обязательные для всех видов продукции, которые группируются по следующим направлениям: по безопасной эксплуатации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих территорий; пожарной безопасности; биологической (санитарно-эпидемиологической) безопасности; экологической безопасности; электромагнитной совместимости; радиационной и ядерной безопасности. Специальные технические регламенты должны разрабатываться для конкретных видов продукции, отражать их специфику и представлять собой исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к этому виду продукции (с учетом требований общих технических регламентов).
Этим законом установлено, что в течение 7 лет со дня введения его в действие старые нормативные акты продолжают действовать до замены их техническими регламентами. Согласно ст. 46 этого Федерального закона до вступления в силу вновь разработанных регламентов принятые в установленном порядке нормативные правовые и иные нормативные акты подлежат обязательному выполнению.
2. Рекомендации по применению требований нормативных правовых и иных нормативных актов, взаимосвязанных с требованиями СНиП 12-04-2002
2.1. При руководстве требованиями СНиП 12-04-2002 необходимо выполнять требования взаимосвязанных с ним нормативных актов, часть которых была введена в действие после принятия СНиП. При этом следует в первую очередь использовать нормативные правовые акты, прошедшие регистрацию в Минюсте России.
В то же время следует учитывать, что государственные нормативные требования охраны труда могут устанавливаться нормативно-техническими документами (стандартами), которые не имеют правовых норм и не требуют государственной регистрации. Поскольку эти документы не отменены, они считаются действующими.
2.2. К числу взаимосвязанных со СНиП 12-04-2002 документов относятся 29 нормативных актов, включая:
строительные нормы и правила, основным из которых является СНиП 12-03-2001, и своды правил по проектированию и строительству (четыре документа);
правила безопасности, утвержденные Госгортехнадзором России (7 документов);
правила пожарной безопасности, утвержденные МЧС (1 документ);
межотраслевые правила по охране труда, утвержденные Минтрудом России (4 документа);
санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Минздравом России (1 документ);
государственные стандарты, утвержденные Госстроем России и Госстандартом России (12 документов).
2.3. СНиП 12-04-2002 и взаимосвязанные с ним документы имеют смежные области, которыми необходимо пользоваться при руководстве требованиями СНиП. Эти смежные области в одном случае излагаются в отдельном разделе (разделах) нормативного акта, в других случаях - это просто отдельные пункты нормативного акта.
С точки зрения их взаимодействия с требованиями других нормативных правовых и иных нормативных актов излагаемые в СНиП требования подразделяются на следующие группы:
специфические для строительства, которые не могут быть дополнены или подтверждены требованиями других нормативных правовых актов;
требования общего порядка, которые могут быть подтверждены или дополнены требованиями других нормативных актов;
требования заменены ссылкой на документ, которым необходимо руководствоваться.
В таблице 1 приведены наименования нормативных актов, номера их разделов и пунктов, требования которых взаимосвязаны с требованиями, излагаемыми в разделах и пунктах СНиП 12-04-2002.
Таблица 1
Наименование нормативных актов, номера разделов и пунктов этих актов, взаимосвязанных с разделами и пунктами СНиП 12-04-2002
N п.п. |
Разделы и пункты СНиП 12-04-2002 |
Наименование нормативных актов, на которые имеются ссылки, а также разделы и пункты этих актов, которыми следует руководствоваться |
Наименование нормативных актов, которые подтверждают или дополняют требования СНиП 12-04-2002, а также их разделы и пункты, которыми следует руководствоваться |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
3. Общие положения |
|
|
|
Нормативные акты с поз. 1 по 11 приложения настоящ. Рекомендаций |
Нормативные акты с поз. 12 по 29 приложения настоящ. Рекомендаций |
|
|
|||
|
|||
|
|||
2 |
4. Разборка зданий и сооружений при их реконструкции или сносе |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
3 |
5. Земляные работы |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|
СНиП 3.02.01 (приложение 3) |
|
|
|
||
|
|
||
|
ПБ 06-317-02 |
|
По-видимому, в тексте предыдущей строки допущена опечатка. Вместо "ПБ 06-317-02" следует читать "ПБ 03-498-02"
|
|
||
|
|
||
|
ГОСТ 12.3.048-2002 |
|
|
4 |
6. Устройство искусственных оснований и буровые работы |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
5 |
7. Бетонные работы |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
6 |
8. Монтажные работы |
|
|
|
|
СНиП 3.03.01-87, СП 12-136-200 |
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
7 |
9. Каменные работы |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|
||
8 |
10. Отделочные работы |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
ПБ 10-115-03 |
По-видимому, в тексте настоящих МДС допущена опечатка. Вместо "ПБ 10-115-03" следует читать "ПБ 03-576-03"
|
|
||
|
|
ПБ 10-115-03 |
|
|
|
ПБ 10-115-03 |
|
9 |
11. Заготовка и сборка деревянных конструкций |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
10 |
12. Изоляционные работы |
|
|
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
11 |
13. Кровельные работы |
|
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
ПБ 10-115-03 (п. 10.3.15) |
|||
12 |
14. Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений |
|
|
|
|||
13 |
15. Испытание оборудования и трубопроводов |
|
|
|
|
ПБ 10-115-03 (пп. 4.6.1, 4.6.17) |
|
14 |
16. Электромонтажные и наладочные работы |
|
|
|
|
ПОТ РМ-016-2001, ПОТ РМ-020-2001 |
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
ПОТ РМ-016-2001, изм. N 1 (п. 13.1.6) |
|
15 |
17. Работы по проходке горных выработок |
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по применению в строительном производстве требований нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. МДС 12-22.2005 (утв. Росстроем)
Текст документа приводится по официальному изданию ФГУ ЦОТС, ФГУП ЦПП, М., 2005 г.
Рекомендации разработаны Федеральным государственным учреждением "Центр охраны труда в строительстве" на основе анализа применения в строительстве законодательных, нормативных правовых и иных нормативных актов, содержащих государственные требования охраны труда, взаимосвязанные со СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", в том числе введенные в действие после принятия указанного СНиП
Рекомендации предназначены для использования совместно со СНиП 12-04-2002 при решении практических вопросов охраны труда в строительных организациях, а также при проведении обучения и проверке знаний требований охраны труда у руководящих работников и специалистов строительных организаций. В целях удобства пользования требования взаимосвязанных со СНиП 12-04-2002 нормативных актов приведены в качестве приложения к Рекомендациям