г. Казань |
|
02 июня 2017 г. |
Дело N А55-14949/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-14949/2016
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц: Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, г.Сызрань, Министерства строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация г.о. Сызрань, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 10.05.2016 N 63/008/300/2016-2038 в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 63:08:0201030:421, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на указанный объект недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А55-14950/2016.
Администрация г.о. Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области от 08.05.2016 N 63/008/300/2016-2039 в государственной регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровый номер 63:08:0000000:9004, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на данный объект недвижимого имущества.
Определение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А55-14949/2016.
На основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А55-14949/2016.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств возникновения у администрации права собственности на спорные земельные участки, в связи с чем, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области не противоречит действующему законодательству.
В кассационной жалобе администрации г.о. Сызрань, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов о том, что процедура разграничения государственной собственности на землю завершена 01.07.2006, противоречат требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления администрации г. о. Сызрань от 13.01.2016 N 11 Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань (далее - Комитет) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование:
- многоконтурный земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1335 кв. м, состоящий из 3 контуров (площадью 430 кв. м (учетный номер части 1), площадью 543 кв. м (учетный номер части 2), площадью 362 кв. м (учетный номер части 3), кадастровый номер 63:08:0000000:9004, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, с видом разрешенного использования "для размещения линейного объекта (водоотведение)";
- многоконтурный земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 2242 кв. м, состоящий из 5 контуров (площадью 35 кв. м (учетный номер части 1), площадью 15 кв. м (учетный номер части 2), площадью 31 кв.м (учетный номер части 3), площадью 10 кв. м (учетный номер части 4), площадью 2151 кв. м (учетный номер части 5)), кадастровый номер 63:08:0201030:421, адрес (описание местоположения): Самарская область г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, с видом разрешенного использования "для размещения линейного объекта (электроснабжение)".
Право постоянного (бессрочного) пользования Комитета на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.03.2016 за N 63-63/008-63/008/100/2016-1780/1, 63-63/008- 63/008/100/2016-1784/1.
Администрация г.о. Сызрань обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями от 30.03.2016 о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объекты недвижимого имущества: земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0201030:421 и 63:08:0000000:9004, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, указав в качестве основания такой регистрации абзац 3 пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137).
Управление Росреестра по Самарской области 07.04.2016 уведомило о приостановлении государственной регистрации, а впоследствии сообщениями от 08.05.2016 N 63/008/300/2016-2039 и от 10.05.2016 N 63/008/300/2016-2038 отказало администрации в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказ мотивирован тем, что поскольку спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:00000000:9004, 63:8:0201030:421 закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за Комитетом постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 13.01.2016 N 11, то есть после 01.07.2006, такое закрепление не влечет разграничение государственной собственности и, как следствие, возникновения права собственности.
Администрация г.о. Сызрань, полагая, что отказы в государственной регистрации противоречит действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ).
Статьи 3-5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Кроме того, статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших до 01.07.2006, предусматривалось, что в собственности муниципальных образований могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом N 101-ФЗ.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакциях, действовавших до 01.07.2006, предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ.
Вышеуказанным законом были внесены изменения в Закон N 137-ФЗ, в том числе данный закон был дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие отнести земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Земельные участки, которые на момент введение в действие указанной нормы не были переданы соответствующим организациям, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, как не подпадающие под критерии разграничения государственной собственности, предусмотренные Законом N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
Изложенный подход соответствует правовой позиции, закрепленной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13, от 19.07.2011 N 2178/11, согласно которой Законом N 101-ФЗ регулировались основания и разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006, а впоследствии правилами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 по настоящее время, положением указанной были нормы изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения, в связи с чем, если земельные участки как не подпадающие под критерии разграничения предусмотренного непосредственно Законом N 137-ФЗ не были разграничены изданными до 01.07.2006 актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности.
Поскольку администрацией г.о. Сызрань спорные земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Комитету после введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на данные земельные участки по основанию, предусмотренному абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло.
Иных оснований возникновения права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на вышеуказанные земельные участки в материалы дела не представлено.
Аналогичный правовой подход по спорным правоотношениям между теми же сторонами отражен в судебных актах по делу N А55-14946/2016.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 3-5 Закона N 101-ФЗ, статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, установив, что спорные земельные участки по состоянию на 01.07.2006 не были переданы органам местного самоуправления либо иным организациям, созданным такими органами, а также неразграничены актами Правительства Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявления.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А55-14949/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельные участки, которые на момент введение в действие указанной нормы не были переданы соответствующим организациям, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, как не подпадающие под критерии разграничения государственной собственности, предусмотренные Законом N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ).
Изложенный подход соответствует правовой позиции, закрепленной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13, от 19.07.2011 N 2178/11, согласно которой Законом N 101-ФЗ регулировались основания и разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006, а впоследствии правилами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 по настоящее время, положением указанной были нормы изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения, в связи с чем, если земельные участки как не подпадающие под критерии разграничения предусмотренного непосредственно Законом N 137-ФЗ не были разграничены изданными до 01.07.2006 актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности.
Поскольку администрацией г.о. Сызрань спорные земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Комитету после введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на данные земельные участки по основанию, предусмотренному абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло.
...
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 3-5 Закона N 101-ФЗ, статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, установив, что спорные земельные участки по состоянию на 01.07.2006 не были переданы органам местного самоуправления либо иным организациям, созданным такими органами, а также неразграничены актами Правительства Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявления."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20177/17 по делу N А55-14949/2016