Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20177/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А55-14949/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - не явился, извещена,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряхова Л.В., доверенность от 30.12.2016 N 12-6075,
от Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань - не явился, извещен,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2016 года по делу N А55-14949/2016 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц: Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 10.05.2016 г. N 63/008/300/2016-2038 в государственной регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с КН 63:08:0201030:421, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с КН 63:08:0201030:421, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А55-14950/2016 (л.д.2 т.1).
Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 08.05.2016 г. N 63/008/300/2016-2039 в государственной регистрации права собственности Муниципального образования -городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с КН 63:08:0000000:9004, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объект недвижимого имущества - земельный участок с КН 63:08:0000000:9004, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2016 заявление принято к производству, делу присвоен номер А55-14949/2016 (л.д.2 т.2).
Определением суда от 20.09.2016 дела N А55-14949/2016, и N А55-14950/2016 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу единого номера - N А55-14949/2016 ( л.д.74 т.1).
Решением суда 1 инстанции от 14 декабря 2016 года в удовлетворении заявлений отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Истребование дополнительных документов при наличии государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования является незаконным. Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ не содержит условия, что она применяется в отношении земельных участков, предоставленных до 01.07.2006 года.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, Министерство строительства Самарской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области просила решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, Министерства строительства Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В суд от Администрации городского округа Сызрань Самарской области и Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие администрации и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 30.03.2016 Администрация городского округа Сызрань обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с КН 63:08:0201030:421, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная,
- земельный участок с КН 63:08:0000000:9004, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная ( л.д.39 т.1, л.д.30-32 т.2).
Право собственности было заявлено в рамках разграничения муниципальной собственности на землю на основании абз.3 п.3 ст.3.1. Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с предоставлением его в постоянное (бессрочное) пользование Комитету по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань Самарской области.
Сообщениями Управления от 08.05.2016 N 63/008/300/2016-2039 и от 10.05.2016 N 63/008/300/2016-2038 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (л.д. 7-10 т. 1, л.д. 7-10 т.2).
В сообщениях отражено, что согласно представленным на государственную регистрацию документам и заявлениям государственная регистрация права собственности муниципального образования городской округ Сызрань заявлена в рамках разграничения муниципальной собственности на землю по основанию, установленному абз.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с предоставлением его в постоянное (бессрочное) пользование Комитету по строительству и архитектуре администрации г. о. Сызрань Самарской области. В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления. Статья 3.1 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. В этой связи земельные участки которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Поскольку спорные земельные участки (кадастровый номер 63:08:00000000:9004 и кадастровый номер 63:8:0201030:421) закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за Комитетом по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань Самарской области Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 13.01.2016 N 11, то есть, после 01.07.2006, данное закрепление не влечет разграничение права собственности на него в пользу муниципального образования.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, администрация обратилась с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые отказы в регистрации полностью соответствуют положениям ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Данный вывод суда 1 инстанции является обоснованным.
Порядок проведения государственной регистрации прав, перечень документов, необходимых при подаче заявления о регистрации, основания для государственной регистрации, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав определены в статьях 13, 16, 17, 20 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 13.01.2016 N 11 Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование:
- многоконтурный земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1335 кв.м, состоящий из 3 контуров (площадью 430 кв.м (учетный номер части 1), площадью 543 кв.м. (учетный номер части 2), площадью 362 кв.м (учетный номер части 3)), кадастровый номер 63:08:0000000:9004, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, с видом разрешенного использования "для размещения линейного объекта (водоотведение)" -л.д.11-12 т.2;
- многоконтурный земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 2242 кв.м, состоящий из 5 контуров (площадью 35 кв.м (учетный номер части 1), площадью 15 кв.м. (учетный номер части 2), площадью 31 кв.м (учетный номер части 3), площадью 10 кв.м. (учетный номер части 4), площадью 2151 кв.м. (учетный номер части 5)), кадастровый номер 63:08:0201030:421, адрес (описание местоположения): Самарская область г. Сызрань, в районе улиц Рудная, 2-я Рудная, 3-я Рудная, с видом разрешенного использования "для размещения линейного объекта (электроснабжение)" -л.д.11-12 т.1;
Согласно данным ЕГРП в отношении указанных земельных участков на основании указанного постановления Администрации городского округа Сызрань от 13.01.2016 N 11 за Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань Самарской области зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования (записи регистрации N 63-63/008-63/008/100/2016-1780/1 от 09.03.2016, N 63-63/008-63/008/100/2016-1784/1 от 09.03.2016 )- л.д. 82-83, 84-85 т.2.
Между тем при обращении в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Сызрань Самарской области на указанные земельные участки Администрацией городского округа Сызрань не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 01.07.2006 регулируются Законом N 137-ФЗ.
Закон N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В качестве основания для совершения заявленных регистрационных действия был указан абз.3 п.3 ст.3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Статья 3.1 данного закона была введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006.
Именно с момента введения в действие ст. 3.1 указанного закона (01.07.2006) названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ либо муниципальной собственности.
В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие ст. 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (на 01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.
Спорные земельные участки, которые на момент введения в действие положений данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к землям, собственность на которые не разграничена.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию было представлено постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 13.01.2016 N 11.
Таким образом, спорные земельные участки были закреплены за Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования после 01.07.2006.
В связи с этим данное закрепление не влечет за собой разграничения государственной собственности на данный объект недвижимости в пользу муниципального образования, право муниципальной собственности городского округа Сызрани на спорные земельные участки по заявленному основанию, предусмотренному п.3 ст.3.1 Закона N 137-ФЗ, не возникло.
Иных оснований возникновения права муниципальной собственности г.о. Сызрань на спорные земельные участки администрацией не указано и судом 1 инстанции не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2016 по делу N А55-3869/2016.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемым решением суда 1 инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявлений Администрации городского округа Сызрань, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2016 года по делу N А55-14949/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14949/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20177/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань, Министерство строительства самарской области