г. Казань |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А65-20231/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Яфизова А.А., доверенность от 30.12.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2016 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу N А65-20231/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аукционсервис", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Банк Аверс", г. Казань, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, г. Казань, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22.07.2016 по делу N Т04-203/2016 о нарушении при проведении торгов, о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26.07.2016 N ИП-04/10572,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аукционсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Аукционсервис") обратилось в суд с заявлением к Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительным решения антимонопольного органа от 22.07.2016 по делу N Т04-203/2016 о нарушении при проведении торгов, о признании недействительным предписания УФАС по РТ от 26.07.2016 по делу N ИП-04/10572.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Банк Аверс", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2016 заявленные требования удовлетворены, решение УФАС по РТ от 22.07.2016 по делу N Т04-203/2016 и предписание УФАС по РТ от 26.07.2016 (ИП-04/10572) признаны незаконными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2016 оставлено без изменения.
УФАС по РТ, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель УФАС по РТ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в УФАС по РТ поступила жалоба ООО Банк "Аверс" на действия - ООО "Аукционсервис" при проведении торгов по продаже арестованного имущества N 100616/13007086/1 в порядке Главы 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом было установлено следующее.
Организатором торгов - ООО "Аукционсервис" 10.06.2016 извещением N 100616/13007086/1 размещено объявление о проведении торгов, в том числе имущества, обремененного ипотекой в пользу банка. Срок окончания подачи заявок был установлен 20.06.2016, дата проведения торгов 22.06.2016.
21.06.2016 Банк обратился в Службу судебных приставов с заявлением об отзыве исполнительного листа и прекращении исполнительного производства, однако судебным приставом-исполнителем было предложено обратить нереализованное имущество в собственность банка в связи с тем, что данное имущество не было реализовано в принудительном порядке.
Комиссия УФАС по РТ пришли к выводу, что оспариваемые торги были проведены с нарушениями действующего законодательства.
УФАС по РТ было принято решение от 22.07.2016 по делу N Т04-203/2016, в соответствии с которым ООО "Аукционсервис" признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке).
На основании указанного решения ответчиком в адрес ООО "Аукционсервис" 26.07.2016 выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, а именно: отменить протоколы, сделанные в ходе проведения публичных торгов N 100616/13007086/1.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как установлено судами, во исполнение соглашения Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2015 N 0001/13 и N 01-12/56 и на основании уведомления о готовности к реализации арестованного имущества от 18.03.2016 N 462 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, постановления о передаче арестованного имущества на торги судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов N 3 г Набережные Челны УФССП России по РТ от 08.02.2016 Территориальное управление вынесло поручение на реализацию арестованного имущества от 25.03.2016 N 535, которым поручило ООО "Аукционсервис" (действовавшему на основании договора от 01.04.2016 N 3) произвести реализацию на торгах имущества должника Мартыновой Н.П., а именно: холодный склад, пл. 443,2 кв.м., ЛИТ В, кад. N 16:52:040304:109, г. Набережные Челны, ХХХ жилой район за 56 микрорайоном, право аренды на земельный участок, пл.1257 кв.м., кад. N 16:52:040304:0067, г. Набережные Челны ХХХ жилой район за 56 микрорайоном.
В соответствии со статьей 89 Федерального закона N 229-ФЗ Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (часть 3 статьи 90 Федерального закона N 229-ФЗ).
Статьей 91 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если: 1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц; 2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов; 3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества; 4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме.
Судами установлено, что первичные торги по продаже имущества были признаны несостоявшимися в соответствии с протоколом о признании первичных публичных торгов несостоявшимися от 07.06.2016.
В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги (часть 1 статьи 92 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона об ипотеке публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом. Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена (часть 3 статьи 57 Закона об ипотеке).
Организатором торгов- ООО "Аукционсервис" 10.06.2016 опубликовало в газете "Республика Татарстан" и на сайте torgi.gov.ru извещение о проведении вторичных торгов по продаже имущества. Срок окончания подачи заявок установлен 20.06.2016, дата проведения торгов 22.06.2016. Со дня объявления торгов несостоявшимися до вторичных торгов прошло 15, а момента опубликования торгов прошло 12 дней.
Как следует из оспариваемого решения, выводы антимонопольного органа о нарушении ООО "Аукционсервис" положений статьи 17 Закона о защите конкуренции и статьи 57 Закона об ипотеке основаны на совершении им следующих действий, а именно, обществом не выдержан установленный законом срок для проведения торгов и не размещен протокол об их проведении, либо протокол признания торгов несостоявшимися.
При этом, антимонопольный орган руководствуется "Методическими рекомендациями по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", утвержденные заместителем руководителя Росимущества 11.04.2014.
Однако, как верно указали суды, "Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", утвержденные заместителем руководителя Росимущества 11.04.2014, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.
Согласно части 2 статьи 58 Закона об ипотеке в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества.
К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается.
В силу части 3 статьи 58 Закона об ипотеке если соглашение о приобретении имущества между залогодержателем и залогодателем не состоялось, то не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона N 229-ФЗ в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
Из приведенных норм следует, что Закон об ипотеке не устанавливает нижний предел исчисления срока для даты назначения проведения повторных торгов, вместе с тем Федеральным законом N 229-ФЗ указанная граница предусмотрена и составляет 10 дней с момента признания торгов несостоявшимися.
При этом, как верно отметили суды, указанная норма носит императивный характер, вне зависимости о того, по какой причине первоначальные торги были признаны несостоявшимися, в связи с чем организатор торгов должен руководствоваться как требованиями Закона об ипотеке, так и требованиями Федерального закона N 229-ФЗ в той части, в которой правоотношения о проведении торгов не урегулированы Законом об ипотеке.
Как установлено судами, первичные торги по продаже имущества были признаны несостоявшимися в соответствии с протоколом о признании первичных публичных торгов несостоявшимися от 07.06.2016.
10.06.2016 ООО "Аукционсервис" опубликовало в газете "Республика Татарстан" и на сайте torgi.gov.ru извещение о проведении вторичных торгов по продаже имущества. Срок окончания подачи заявок установлен 20.06.2016, дата проведения торгов 22.06.2016. Таким образом, с момента опубликования вторичных торгов прошло 12 дней.
В связи с чем суды обоснованно признали довод антимонопольного органа относительно того, что организатор торгов не выдержал установленный законом срок для их проведения несостоятельным.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ООО "Аукционсервис" каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А65-20231/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона N 229-ФЗ в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.
Из приведенных норм следует, что Закон об ипотеке не устанавливает нижний предел исчисления срока для даты назначения проведения повторных торгов, вместе с тем Федеральным законом N 229-ФЗ указанная граница предусмотрена и составляет 10 дней с момента признания торгов несостоявшимися.
При этом, как верно отметили суды, указанная норма носит императивный характер, вне зависимости о того, по какой причине первоначальные торги были признаны несостоявшимися, в связи с чем организатор торгов должен руководствоваться как требованиями Закона об ипотеке, так и требованиями Федерального закона N 229-ФЗ в той части, в которой правоотношения о проведении торгов не урегулированы Законом об ипотеке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2017 г. N Ф06-22229/17 по делу N А65-20231/2016