г. Казань |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А55-21239/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А55-21239/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича, г. Сызрань Самарской области (ИНН 632506289940, ОГРН 311632511600012) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, с участием третьего лица - Лапшиной Валентины Евгеньевны, г. Сызрань, о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - Кадастровая палата) от 19.08.2016 N 63-00-119/16-129301 об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению от 15.05.2016 N 35-3714467 и об обязании Кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением от 15.05.2016 N 35-3714467 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (с приложенными документами).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лапшина Валентина Евгеньевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что представленный межевой план по содержанию не соответствует положениям части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:08:0112014:33, декларированной площадью 674 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное строительство жилого дома, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Архангельская, д. 37.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.10.2015 собственником указанного земельного участка является Лапшина Валентина Евгеньевна.
Предпринимателем, являющимся кадастровым инженером, на основании договора подряда, заключенного с Лапшиной В.Е., подготовлен межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0112014:33.
В соответствии с измерениями, выполненными в ходе кадастровых работ, были определены координаты поворотных точек и вычислена площадь участка.
Лапшина В.Е. 15.05.2016 обратилась в Кадастровую палату с заявлением об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером: 63:08:0112014:33 с приложением, в том числе, межевого плана, подготовленного Предпринимателем.
Решением от 19.08.2016 N 63-00-119/16-129301 Кадастровая палата отказала в учете изменений объекта недвижимости, со ссылкой на то, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Также в решении указано, что межевой план не соответствует требованиям части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, и пункта 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, указав, что в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ о кадастре, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее.
Предприниматель, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В части 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
В силу части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ.
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Частью 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, если в соответствии со статьей 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из межевого плана, подготовленного Предпринимателем, усматривается, что в нем имеются акт согласования местоположения границы земельного участка; текстовая и графическая части; в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей; в текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (кадастровый план территории, свидетельство о государственной регистрации права), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ).
В межевом плане также имеется раздел "Заключение кадастрового инженера", из которого следует, что в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения его границ.
Также кадастровым инженером установлено, что на участке границ н1-н1 отсутствуют смежные земельные участки - земли неразграниченной государственной собственности.
При разрешении спора судебные инстанции каких-либо нарушений в межевом плане, подготовленном Предпринимателем, не установили.
Довод Кадастровой палаты об отсутствии в разделе "Заключение кадастрового инженера" сведений об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, был предметом оценки судебных инстанций и отклонен ими, поскольку заказчиком кадастровых работ представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности Лапшиной В.Е. на спорный земельный участок в судебном порядке не оспорено, следовательно, оно признается действительным и собственник имеет право уточнить границы принадлежащего ему земельного участка с целью их установления на местности и приведения данных государственного кадастра недвижимости в соответствие с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
В ходе рассмотрения спора установлено, что спор о границах земельного участка со смежными землепользователями отсутствует. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связанного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Доказательства того, что при осуществлении кадастровых работ по подготовке межевого плана в целях уточнения границ земельного участка конфигурация и границы земельного участка изменены, Кадастровая палата не представила.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А55-21239/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
...
Довод Кадастровой палаты об отсутствии в разделе "Заключение кадастрового инженера" сведений об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, был предметом оценки судебных инстанций и отклонен ими, поскольку заказчиком кадастровых работ представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2017 г. N Ф06-22830/17 по делу N А55-21239/2016