г. Казань |
|
29 июня 2017 г. |
Дело N А55-21688/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Коноплёвой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Нестеровой С.В. (доверенность от 13.12.2016 N 229),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу N А55-21688/2016
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к главе городского округа Самара, г. Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 5", г. Самара, Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) к главе городского округа Самара (далее - Глава), к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконным бездействие главы городского округа Самара, выразившееся в непередаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м; признании незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м; об обязании главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара направить в Министерство предложение о передаче недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Самарской области (т. 1 л.д. 2-9, 189-190).
Определением Арбитражного суда Самарской области, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 5" (далее - ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 5"), Министерство здравоохранения Самарской области, администрация городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие главы городского округа Самара, выразившееся в не передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м.
Суд признал незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара, изложенный в письме от 06.06.2016 N 15-07-05/26253, в передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м.
Суд обязал главу городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу направить в Министерство имущественных отношений Самарской области предложение о передаче в собственность Самарской области недвижимого имущества - земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0640002:237, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Третья просека, 157, площадью 4303,7 кв.м, с перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - Самарской области (т. 1 л.д. 212-216).
Администрация городского округа Самара обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Министерства, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности муниципального образования - городской округ Самара находился земельный участок, площадью 16851,40 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0640002:206, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Третья просека, д. 157, занимаемый зданиями муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская больница N 5".
Согласно материалам кадастровых дел (т. 1 л.д. 75-163) земельный участок с кадастровым номером 63:01:0640002:206 преобразован в форме раздела на земельный участок с кадастровым номером 63:01:064002:237, площадью 4304 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 63:01:064002:236.
При образовании вышеуказанных земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 63:01:064002:237 свободен от строений, зданий, сооружений.
На земельном участке с кадастровым номером 63:01:064002:236 располагались здания, находящиеся в пользовании медицинского бюджетного учреждения "Городская больница N 5".
Министерство здравоохранения Самарской области в письме от 18.07.2016 N МЗ-ЗО/1496 в связи с передачей муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская больница N 5" в собственность области указало на необходимость использования данного земельного участка ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 5" в качестве садово-парковой зоны, которая должна присутствовать на территории инфекционного стационара, которым является указанное учреждение, согласно пункту 2.14 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58.
Вместе с тем, на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от 26.04.2016 N 12/3756 (л.д. 14) о передаче указанного земельного участка из муниципальной собственности г.о. Самара в собственность Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара в письме от 06.06.2016 N 15-07-05/26253 ответил, что ввиду отсутствия на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, используемых вышеназванным учреждением, считает нецелесообразным передачу земельного участка в собственность Самарской области (т. 1 л.д. 13).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства имущественных отношений в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи установлены и статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно положениям статьи 17 Закона N 323-ФЗ, статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления округов и муниципальных районов в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению.
Согласно части 12 статьи 100 Закона N 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 01.01.2013 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отношения по безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой регулируются Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ.
Предложение о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
В соответствии с Законом Самарской области от 06.12.2011 N 134-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 06.12.2011 N 134-ГД) органы местного самоуправления в течение 2012 года исполняли отдельные государственные полномочия по организации медицинской помощи на территории городского округа Самара.
По истечении срока, установленного Законом Самарской области от 06.12.2011 N 134-ГД, а именно с 01.01.2013 полномочия по организации медицинской помощи населению в полном объеме перешли к Министерству здравоохранения Самарской области через систему подведомственных ему государственных учреждений, переданных в собственность Самарской области из муниципальной собственности.
Статьей 45 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 определено, что городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ исходя из того, что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится, в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, обусловленной перераспределением публичных полномочий.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то, что в полном соответствии с требованиями названных норм права ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 5" было передано в собственность Самарской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 5" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу: г. Самара, Третья просека, 157, площадь одного из которых (спорного) с кадастровым номером 63:01:0640002:237 составляет 4303,7 кв.м, другого с кадастровым номером 63:01:0640002:236- 12547,7 кв.м. Представлены свидетельства о государственной регистрации прав от 21.03.2016 (т. 1 л.д. 21, 22).
Доказательств прекращения названного права или изъятия спорного земельного участка у учреждения в установленном законом порядке материалы дела не содержат. Не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:01:0640002:237 также подлежит передаче в государственную собственность Самарской области вместе с имуществом больницы, в связи с чем Глава, Департамент обязаны были до 01.01.2013 в соответствии с действующим законодательством направить предложение в Министерство имущественных отношений Самарской области о передаче спорного объекта недвижимости.
Кроме того, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, установив, что ранее и по настоящее время спорное имущество использовалось по назначению в целях оказания медицинской помощи населению, пришли к выводу, что необходимость передачи имущества носит социальный характер, направленный на повышение уровня благополучия населения в сфере оказания медицинской помощи и охраны здоровья, а также на соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для инфекционных стационаров. Оставление спорного земельного участка в составе муниципальной собственности повлечет за собой нарушение ряда требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, и приведет к нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания.
Суды правильно отметили, что невыполнение Главой, Департаментом вышеуказанных требований норм права создает препятствия осуществлению субъектом Российской Федерации государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации, нарушает права органов государственной власти Самарской области и граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу N А55-21688/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 45 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 определено, что городской округ Самара самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Самара.
...
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ исходя из того, что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится, в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому, обусловленной перераспределением публичных полномочий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2017 г. N Ф06-21310/17 по делу N А55-21688/2016