г. Казань |
|
02 июня 2017 г. |
Дело N А65-17565/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Фирстовой Л.С., доверенность от 01.07.2016,
ответчика (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) - Камалеева Р.Р., доверенность от 12.01.2017 N 125/08, Исмагиловой А.С., доверенность от 02.01.2017 N 113/08,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дорожник"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б.)
по делу N А65-17565/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "Дорожник" к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственной инспекции экологического надзора Республики Татарстан, главному государственному инспектору Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Шакирову Ф.Ф. об отмене постановления от 29.06.2016 N 285, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 29.06.2016 N 022808 и акта экологического мониторинга состояния территорий от 12.05.2016,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Дорожник" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Дорожник") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), Государственной инспекции экологического надзора (далее - Инспекция), главному государственному инспектору Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Шакирову Ф.Ф. (далее - Шакиров Ф.Ф.) об отмене постановления от 29.06.2016 N 285, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 29.06.2016 N 022808 и акта экологического мониторинга состояния территорий от 12.05.2016.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Лаишевского муниципального района).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, возражения на отзыв, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
В ходе административного расследования по соблюдению требований законодательства в сфере недропользования в деятельности общества, должностными лицами Министерства установлено, что ЗАО "Дорожник" осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок строительный) без разрешительной документации (лицензии) на пользование недрами на территории пос. Сокуры Лаишевского района РТ, а именно: 200 м восточнее от АЗС Форт-Римэкс на земельном участке с географическими координатами: 55°36(1)43(11), Е 49°24(1)57(11) с несанкционированного карьера примерной площадью 4000 кв.м средней глубиной 5 м. Добыча производилась с использованием экскаватора HYUNDAI без государственного регистрационного знака с последующей погрузкой на самосвал SCANIA с государственными регистрационными номерами Х298ЕМ116. Также на месте разрабатываемого карьера находились грузовые автомашины Х577ТМ116, Х539ЕМ116, Х181ЕМ116.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 12.05.2016.
По результатам выявленных нарушений Министерством 29.06.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 022808, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 285. ЗАО "Дорожник" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, соразмерности наказания, назначенного в минимальном размере санкции, совершенному правонарушению и соблюдения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно положениям статьи 11 названного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии с приложением, определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Из положений пункта 6.1 статьи 3 Закона о недрах следует, что к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о недрах, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2006 N 27-р/N 623-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, в который, в частности, включен песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово- фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
Таким образом, пользование недрами, сопряженное с добычей общераспространенных полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Административная ответственность за пользование недрами без лицензии установлена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.02.2012 N 171 на территории Республики Татарстан утвержден Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и устройства бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков.
Согласно пункту 5 данного Порядка собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка до начала пользования недрами в целях, предусмотренных Порядком, обязан письменно уведомить о намерении пользования недрами Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 30 307 кв.м, кадастровый номер 16:24:240201:212, разрешенное использование: под размещение асфальто-битумного завода, адрес: РТ, Лаишевский район, СП Сокуровское, д. Обухово.
В ходе административного расследования, должностными лицами Министерства установлено, что обществом с применением экскаватора и грузовых автомобилей, осуществлялось изъятие (добыча) и вывоз песка строительного с земельного участка, принадлежащего заявителю.
В разбивочном плане и плане организации рельефа рабочей документации производственного здания (генеральный план), на земельном участке заявителя нанесены топографические обозначения карьеров с перепадом высот до 5 м (где надпись изрыто) и более 5 м в северо-западной части участка.
Вместе с тем, как установлено госорганом и подтверждено судами, ЗАО "Дорожник" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, где осуществлялось изъятие (добыча) и вывоз песка строительного только 25.08.2016. На май 2016 года, когда проводилась добыча песка разрешительной документации на ведение строительных работ, в том числе по вертикальной планировке грунта, у заявителя не имелось.
Доказательств использования добытого общераспространенного полезного ископаемого (песок строительный) заявителем для собственных нужд (личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд) в материалах дела обществом не представлено.
Установив данные обстоятельства дела, суды пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорное постановление было вынесено в отсутствие его законного представителя, является несостоятельным, поскольку административным органом были принятые все необходимые меры, предусмотренные статьями 25.5, 28.2 КоАП РФ.
Вручение протокола об административном правонарушении от 29.06.2016 N 022808, содержащим сведения о времени и месте рассмотрения административного материала, законному представителю общества Крайнову И.В., действующему по доверенности от 01.04.2016, является надлежащим доказательством извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Доверенность, выданная Крайнову И.В., прямо предусматривает его право представлять интересы ЗАО "Дорожник" по вопросам участия в составлении протоколов об административных правонарушениях в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Доводу заявителя кассационной жалобы о недоказанности глубины, выявленного при осмотре карьера и вывоза спорного грунта, судами рассмотрен и ему дана надлежащая оценка с учетом нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной геологической экспертизы, суд кассационной инстанции также считает настоятельным, поскольку с момента выявления административного правонарушения прошло более полугода, за это время на спорной территории обществом были проведены земельные работы, выразившиеся в выполаживании бортов карьера, с проведением засыпки с целью выравнивании территории, в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении данного ходатайства.
Ссылка заявителя на конкретные судебные акты не подтверждают отсутствия единообразной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными по настоящему спору.
Иные доводы кассационной жалобы, изученные судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А65-17565/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить ранее принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2017 обеспечительные меры в виде приостановления исполнения судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о недрах, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2006 N 27-р/N 623-р утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан, в который, в частности, включен песок (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово- фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях).
...
Административная ответственность за пользование недрами без лицензии установлена в части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Установив данные обстоятельства дела, суды пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорное постановление было вынесено в отсутствие его законного представителя, является несостоятельным, поскольку административным органом были принятые все необходимые меры, предусмотренные статьями 25.5, 28.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20152/17 по делу N А65-17565/2016