г. Казань |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А57-15176/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сеноженского Константина Александровича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А57-15176/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича (ОГРН ИП 304644930900138, ИНН 644900593271) о признании недействительным распоряжения от 09.03.2016 N 83-р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов Сеноженского К.А. путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заинтересованные лица - Комитет по земельным ресурсам Администрация Энгельсского муниципального района (г. Энгельс Саратовской области), администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (г. Энгельс Саратовской области), Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района (г. Энгельс Саратовской области), Управление обеспечения градостроительной деятельности Администрации Энгельсского муниципального района (г. Энгельс), ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Саратовской области (г. Саратов),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сеноженский Константин Александрович (далее - ИП Сеноженский К.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам Администрация Энгельсского муниципального района (далее - Комитет по земельным ресурсам) от 09.03.2016 N 83-р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Комитет по земельным ресурсам, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района, Управление обеспечения градостроительной деятельности Администрации Энгельсского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - ФКП Росреестра по Саратовской области, кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что предпринимателем при обращении с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка изменена цель использования земельного участка, заявленная им при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поэтому предоставление спорного земельного участка не представляется возможным, кроме того, администрацией постановлением от 05.08.2016 отменено постановление от 21.07.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка, впоследствии кадастровой палатой указанный земельный участок 10.08.2016 снят с кадастрового учета.
В кассационной жалобе ИП Сеноженского К.А., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основание отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - изменение цели использования земельного участка не входит в исчерпывающий перечень, установленный земельным законодательством, кроме того, из акта осмотра земельного участка не усматриваются доказательства о существование в пределах земельного участка сооружения.
В отзывах на кассационную жалобу администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитет по земельным ресурсам просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании договора дарения недвижимости от 30.06.2011 ИП Сеноженскому К.А. на праве собственности принадлежат объекты: здание нежилое, 4-этажный, площадью 4186,6 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 64:50:010512:48, разрешенное использование: под жилую многоэтажную застройку, общая площадь 1218 кв. м, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.09.2011 серии 64-АГ N 321917, 321920.
В мае 2015 года в администрацию поступило обращение Сеноженского К.А. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 78 кв. м с разрешенным использованием "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)" с местоположением: г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1.
Постановлением администрации от 21.07.2015 N 3683 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 78 кв.м. из земель населенных пунктов с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (ж-2) для использования в целях: "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
Согласно указанной схеме 30.09.2015 ФКП Росреестра по Саратовской области земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 64:50:010512:191, адрес: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, с разрешенным использованием "магазины", что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 25.03.2016 N 99/2016/2810362.
ИП Сеноженский К.А. 11.01.2016 обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о проведении аукциона на право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, указав в качестве цели его использования - магазины.
Указанное обращение для рассмотрения по существу было направлено в Комитет по земельным ресурсам.
В свою очередь, 22.01.2016 специалистом отдела земельного контроля управления учета земли Комитета по земельным ресурсам был проведен осмотр земельного участка площадью 78 кв. м по адресу: г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а.
По результатам осмотра составлен акт от 22.01.2016 N 26 с приложением фотоматериалов, из которых следует, что на указанном земельном участке находится оборудованный вход в подвальное помещение выполненный из железобетона, по периметру входа в подвальное помещение установлено металлическое ограждение из металлических прутьев, забетонированных в землю.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам от 09.03.2016 N 83-р ИП Сеноженскому К.А. было отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, указав, что находящийся в государственной собственности земельный участок, на котором расположены сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лица, не может быть предметом аукциона.
ИП Сеноженский К.А. вновь 16.06.2016 обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о проведении аукциона на право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, с разрешенным использованием "магазины".
Согласно распоряжению администрации Энгельсского муниципального района от 28.08.2015 N 89 "О делегировании отдельных полномочий Главы Энгельсского муниципального района" председателю комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района делегировано исполнение полномочий главы администрации Энгельсского муниципального района по подписанию документов в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области, муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, в части, не отнесенной муниципальными правовыми актами администрации Энгельсского муниципального района к компетенции иных органов (должностных лиц) администрации Энгельсского муниципального района.
По запросу Комитета по земельным ресурсам от 22.06.2016 N 0110/5560 о предоставлении сведений о принадлежности земельного участка площадью 78 кв. м с целью использования "магазины" Управление обеспечения градостроительной деятельности сообщило, что согласно проекту планировки территории города Энгельса в границах: улица Лесозаводская - улица Ленина-берег реки Волга - улица Водная, утвержденному постановлением главы администрации Энгельского муниципального района от 18.02.2008 N 768, испрашиваемый земельный расположен в зоне застройки проектируемыми жилыми домами от 5 до 10 эт., цель использования земельного участка "магазин" не соответствует данному проекту планировки (письмо от 27.06.2016 N 2152/04-02-07).
В связи с чем распоряжением от 11.08.2016 N 310-р Комитет по земельным ресурсам отказал в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010512:191 по следующему основанию: границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь, в порядке самоконтроля постановлением от 05.08.2016 N 3060 администрация отменила постановление от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1".
ИП Сеноженский К.А., полагая, что распоряжение от 09.03.2016 N 83-р нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений статей 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.
Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ регламентирован единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.
Согласно части 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона могут осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Пунктом 5 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок не может являться предметом аукциона, если его разрешенное использование не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
При рассмотрении спора судами установлено, постановлением администрации от 21.07.2015 N 3683 утверждена схема расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
Однако земельный участок был поставлен на кадастровый учет 30.09.2015 с разрешенным использованием "магазин".
Согласно Проекту планировки территории города Энгельса в границах: улица Лесозаводская - улица Ленина-берег реки Волга - улица Водная, утвержденному постановлением главы администрации Энгельского муниципального района от 18.02.2008 N 768, испрашиваемый земельный расположен в зоне застройки проектируемыми жилыми домами от 5 до 10 эт. Данная зона предназначена для размещения преимущественно многоквартирных домов, а также сопутствующих им объектов социальной инфраструктуры и коммунально-бытового обслуживания.
В связи с чем постановлением от 05.08.2016 N 3060 администрация отменила постановление от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1".
Из анализа материалов дела и установленных судами обстоятельств следует, что целью обращения предпринимателя с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды смежного участка общей площадью 78 кв. м является легализация возведенной входной группы из железобетонных элементов и металлических ограждений, о чем свидетельствует акт осмотра от 22.01.2016 и не оспаривается участниками процесса.
Таким образом, предприниматель, являясь собственником 4-х этажного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010512:48 общей площадью 1218 кв. м, в нарушение установленного порядка произвел строительство дополнительного конструктивного элемента к указанному зданию (входная группа) за пределами границ принадлежащего ему участка.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а также в случае, когда земельный участок не может быть предметом аукциона, определенном в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Проведение аукциона в земельных правоотношениях призвано обеспечить привлечение широкого круга потенциальных арендаторов для участия в торгах, предоставление им равных возможностей на приобретение земельного участка и получение максимальной платы публичным образованием.
Вместе с тем, оспаривая распоряжение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заявитель не учел, что наличие существующей и расположенной на нем входной группы, являющейся конструктивным элементом единого здания, исключает возможность выставление права аренды на аукцион и не обеспечит всем участникам равных возможностей на приобретение земельного объекта, обремененного строением.
В связи с чем выводы судов о том, что предприниматель, осуществив за пределами границ принадлежащего ему участка строительство входного узла, который не может признаваться самостоятельным объектом гражданских прав, а является частью торгового центра, тем самым, допустив нарушения прав публичного образования, в том числе в сфере градостроительного законодательства, не вправе требовать проведение аукциона на право аренды земельного участка до устранения соответствующих нарушений с учетом подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.2, 39.6, 39.11 ЗК РФ, установив, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191 не соответствует целям, для которых он испрашивался, а также наличие на испрашиваемом участке элементов здания, принадлежащего заявителю и возведенного с нарушением закона, правомерно в удовлетворении заявления предпринимателю отказано.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 по делу N А57-15176/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение аукциона в земельных правоотношениях призвано обеспечить привлечение широкого круга потенциальных арендаторов для участия в торгах, предоставление им равных возможностей на приобретение земельного участка и получение максимальной платы публичным образованием.
Вместе с тем, оспаривая распоряжение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, заявитель не учел, что наличие существующей и расположенной на нем входной группы, являющейся конструктивным элементом единого здания, исключает возможность выставление права аренды на аукцион и не обеспечит всем участникам равных возможностей на приобретение земельного объекта, обремененного строением.
В связи с чем выводы судов о том, что предприниматель, осуществив за пределами границ принадлежащего ему участка строительство входного узла, который не может признаваться самостоятельным объектом гражданских прав, а является частью торгового центра, тем самым, допустив нарушения прав публичного образования, в том числе в сфере градостроительного законодательства, не вправе требовать проведение аукциона на право аренды земельного участка до устранения соответствующих нарушений с учетом подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 39.2, 39.6, 39.11 ЗК РФ, установив, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191 не соответствует целям, для которых он испрашивался, а также наличие на испрашиваемом участке элементов здания, принадлежащего заявителю и возведенного с нарушением закона, правомерно в удовлетворении заявления предпринимателю отказано."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2017 г. N Ф06-22312/17 по делу N А57-15176/2016