г. Казань |
|
26 июня 2017 г. |
Дело N А65-14461/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Гром" - Астафьевой А.С., Лукина Ю.М., доверенность от 01.06.2016 N 02/06,
общества с ограниченной ответственностью "Фирма Автогаз" - Денисенко Н.Б., доверенность от 20.05.2017,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Павлова С.В., доверенность от 09.01.2017 N АГ-02/79,
в отсутствие иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2016 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., ДрагоценноваИ.С)
по делу N А65-14461/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гром", г. Казань (ИНН: 1658105808, ОГРН: 1091690003338) общества с ограниченной ответственностью "Фирма Автогаз", г. Казань (ИНН: 1657035450, ОГРН: 1021603139238) общества с ограниченной ответственностью "Стройтелеком", г. Казань (ИНН: 1657089960, ОГРН: 1091690065257) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Амазонка", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Море", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Клинок", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "СТК Технолоджи", г. Казань, Галимова Марата Альбертовича, г. Казань, об оспаривании решения и предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гром" (далее - ООО "Гром"), общество с ограниченной ответственностью "Фирма Автогаз" (далее - ООО "Фирма Автогаз") и общество с ограниченной ответственностью "Стройтелеком" (далее - ООО "Стройтелеком") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) от 20.05.2016 по делу N 05-333/2016 и предписаний от 20.05.2016 N 1, N 2, N 3.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Галимов Марат Альбертович, общества с ограниченной ответственностью "Амазонка", "Море", "Клинок", "СТК Технолоджи".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ООО "Фирма Автогаз", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 20.05.2016 по делу N 05-333/2016 ООО "Гром", ООО "Фирма Автогаз", ООО "Стройтелеком", ООО "Амазонка", ООО "Море", ООО "Клинок", ООО "СТК Технолоджи" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении ими соглашения и участии в нем, которое (соглашение) привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ снижению цен на торгах во время проведения открытых аукционов в электронной форме от 05.05.2015 N 0111300000115001196, от 14.05.2015 N 0111300000115001263 и от 01.06.2015 N 0111300000115001365 на осуществление работ по нанесению в 2015 году дорожной разметки на проезжую часть дорог соответственно на территории Кировского и Московского районов г. Казани, Советского района г.Казани и Вахитовского и Приволжского районов г. Казани с целью исключения из участия в данных аукционах добросовестных участников и заключения муниципальных контрактов по максимально возможным ценам.
Управлением 20.05.2016 выданы ООО "Стройтелеком", ООО "Фирма Автогаз" и ООО "Гром" предписания N 1, N 2 и N 3 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, при этом суды исходили из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; 3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Согласованными действиями могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под указанные критерии и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Судами правомерно отмечено, что для квалификации поведения хозяйствующих субъектов по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции как противоправных действий необходимо установление антимонопольным органом таких факторов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и снижением цены на торгах, соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший этот акт.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы правомерно пришли к выводу, что антимонопольный орган не доказал совершение вышеуказанными хозяйствующими субъектами до и во время проведения торгов противоправных действий, запрет на совершение которых установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При этом судами указано, что утверждение антимонопольного органа о заключении хозяйствующими субъектами устного антиконкурентного соглашения является бездоказательным.
Кроме того, судами признан несостоятельным довод Управления о том, что ООО "Гром" и ООО "Фирма Автогаз" не имели намерения заключать государственные контракты по итогам открытых аукционов в электронной форме, поскольку опровергается представленными по делу доказательствами.
Из материалов дела следует, что ООО "Гром" по итогам аукциона дважды подписывало муниципальный контракт и направляло его в адрес муниципального заказчика вместе с банковской гарантией в обеспечение исполнения контракта, однако данный контракт был отклонен самим муниципальным заказчиком.
Более того, решением антимонопольного органа от 15.07.2015 N 16-61/2015 при рассмотрении вопроса о включении ООО "Гром" в реестр недобросовестных поставщиков было установлено, что муниципальный заказчик неправомерно (в нарушение части 7 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)) отклонил контракт, подписанный ООО "Гром", и что действия ООО "Гром" не могут считаться недобросовестным поведением.
Судами установлено, что ООО "Фирма Автогаз" не подписало контракты исключительно в связи с неполучением банковской гарантии для обеспечения их исполнения.
Неполучение банковской гарантии относится к предпринимательским рискам и само по себе не может свидетельствовать об отсутствии у ООО "Фирма Автогаз" намерения заключить контракты.
Вместе с тем из материалов дела следует, что общество предпринимало необходимые действия для получения банковской гарантии в целях заключения контрактов.
Решениями от 25.06.2015 N 16-55/2015 и от 23.07.2015 N 16-64/2015 Управление отказало МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани" и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани" во включении сведений в отношении ООО "Фирма "Автогаз" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контрактов.
При этом антимонопольный орган установил нарушение самим заказчиком Закона о контрактной системе, исключающее квалификацию действий ООО "Фирма "Автогаз" в качестве недобросовестных.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что невозможность заключении контрактов со стороны ООО "Гром" и ООО "Фирма Автогаз" была обусловлена объективными обстоятельствами, не зависящими от их воли, а с ООО "Стройтелеком" муниципальные контракты заключены как со следующим предложившим лучшую цену участником аукциона, что не противоречит положениям части 14 статьи 70 Закона о контрактной системе. Причем контракты с ООО "Стройтелеком" были заключены 23.06.2015, 16.07.2015 и 01.07.2016, то есть до вынесения Управлением вышеуказанных решений N 16- 55/2015, N16-64/2015 и N16-61/2015.
Довод антимонопольного органа о том, что ООО "Гром" и ООО "Фирма Автогаз" должны были оспорить результаты аукционов и заключение сделок с ООО "Стройтелеком", был исследован судом и правомерно отклонен, что нашло свое отражение в судебном акте.
Кроме того, ООО "Гром" и ООО "Фирма Автогаз" правомерно указано, что оспаривание результатов аукционов и контрактов, заключенных 23.06.2015, 16.07.2015 и 01.07.2016, не привело бы к положительному экономическому результату, поскольку фактическая возможность выполнения указанных работ, носящих в основном сезонный характер, была бы утрачена.
Факт последующего заключения ООО "Стройтелеком" договоров субподряда с ООО "Гром" и ООО "Фирма Автогаз" сам по себе не свидетельствует о наличии сговора между указанными лицами в целях исключения из участия в аукционах других участников и заключения муниципальных контрактов по максимальным ценам.
Судами отмечено, что согласно материалам дела, работы по нанесению дорожной разметки являются одним из видов деятельности ООО "Фирма Автогаз" и ООО "Гром", данные организации имеют материальные, технические и трудовые ресурсы для выполнения этих работ. Указанные работы фактически выполнены и приняты без каких-либо замечаний.
Антимонопольным органом, не представило надлежащих доказательств того, что ценовые предложения ООО "Фирма Автогаз" и ООО "Гром" являлись заниженными и экономически необоснованными, а начальные (максимальные) цены контрактов - не завышенными.
Утверждение антимонопольного органа о том, что ООО "Арика", ООО "КомЭнергоСтрой", ООО "СТК Технолоджи", ООО "Вэлком-К" также участвовали в сговоре с ООО "Фирма Автогаз", ООО "Гром" и ООО "Стройтелеком", является бездоказательным и основано лишь на предположениях.
При этом судами отмечено, что Управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства на основании обращения физического лица, которое не содержало указания на конкретные признаки нарушения антимонопольного законодательства и в котором отсутствовали необходимые сведения о направившем это обращение лице, позволяющие идентифицировать данное лицо, что противоречит пункту 2 части 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции, частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 3.7 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А65-14461/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение антимонопольного органа о том, что ООО "Арика", ООО "КомЭнергоСтрой", ООО "СТК Технолоджи", ООО "Вэлком-К" также участвовали в сговоре с ООО "Фирма Автогаз", ООО "Гром" и ООО "Стройтелеком", является бездоказательным и основано лишь на предположениях.
При этом судами отмечено, что Управление возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства на основании обращения физического лица, которое не содержало указания на конкретные признаки нарушения антимонопольного законодательства и в котором отсутствовали необходимые сведения о направившем это обращение лице, позволяющие идентифицировать данное лицо, что противоречит пункту 2 части 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции, частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 3.7 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 340 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2017 г. N Ф06-21780/17 по делу N А65-14461/2016