г. Казань |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А49-9462/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.10.2016 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А49-9462/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (ИНН 5837039429, ОГРН 1095837000236), к управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ИНН 5836013072, ОГРН 1035803005732), третье лицо: региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ИНН 5836900772, ОГРН 1135800001424), об оспаривании предписания от 18.05.2016 N ПС-71/6,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик, Госжилстройтехинспекция) от 18.05.2016 N ПС-71/6.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21.10.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ( далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.02.2015 между заявителем (Заказчик) и Региональным фондам (Исполнитель) заключён договор о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство, согласно информационной базы данных собственников, предоставленной Заказчиком в электронном виде, оказывать за вознаграждение следующие услуги:
- ежемесячно рассчитывать и начислять взнос на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика, фонд капитального ремонте которых формируется на специальном счёте, владельцем которого является Исполнитель, а также начислять пени за несвоевременную оплату в размере, предусмотренном действующим законодательством;
- ежемесячно производить печать, конвертирование и доставку платёжных документов на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в вести учёт взносов на капитальный ремонт за каждым собственником помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте многоквартирных домах, указанных в пункте 1.1 настоящего договора.
В рамках настоящего договора Исполнитель не осуществляет деятельность по принудительному взысканию задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта (претензионно-исковую работу) (пункт 1.2. Договора).
18.03.2016 в Управление поступило заявление Регионального фонда об отказе Общества от услуг по печати и доставке платёжных документов по платежам на капитальный ремонт в отношении собственников - юридических лиц.
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении, приказом руководителя Управления от 14.04.2016 N ПА-258 назначено проведение внеплановой документарной проверки заявителя.
В ходе данной проверки было выявлено, что обществом с января 2016 печать и доставка платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт собственникам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, не производилась, что отражено в акте проверки от 18.05.2016 N 366/6. Лицом, допустившим нарушение, является заявитель.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 18.05.2016 N ПС-71/6, которым предписана обязанность обеспечить начисление, печать и доставку платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт юридическим лицам, имеющим право собственности в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Жильё-19" по ОЖФ и формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах за весь период возникновения обязанности.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, отказывая обществу в удовлетворении его требований, исходили из того, что предписание выдано ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), на основании пункта 1.1 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области N 67-пП от 24.03.11, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обеих инстанций законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 вышеназванной статьи ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 ЖК РФ).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
С учетом вышеизложенного следует, что у собственников помещений в указанных домах имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирных домов г. Пензы, приняли решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Следовательно, заявитель обязан вести работу по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, ведению претензионной работы в отношении должников. Каких-либо изъятий в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах или юридических лиц, имеющих на правое собственности помещения в многоквартирных домах, законодательством не установлено.
В отношении всех собственников, независимо от их правового статуса и категории помещения, находящегося в их собственности, действует единый порядок выставления счетов.
Свою обязанность по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах Общество передало Региональному фонду на основании Договора о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов от 25.02.2015.
Между заявителем и Региональным оператором существует договорной спор об объёме оказываемых в рамках этого договора услуг и их стоимости.
Наличие договорного спора не может служить основанием для отказа в выставлении счетов на капитальный ремонт отдельным категориям собственников помещений в многоквартирных домах.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества".
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что по общему правилу при управлении домом управляющей организацией, на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домах; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, ведению претензионной работы в отношении должников.
Как видно из материалов дела, ОАО "Жильё-19" по ОЖФ является управляющей организацией названных многоквартирных домов, что подтверждается представленными договорами управления многоквартирными домами.
Таким образом, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что Госжилстройтехинспекция при вынесении оспариваемого предписания правомерно возложила на заявителя обязанность производить начисление обязательных взносов на капитальный ремонт, оформить платежные документы и направлять их собственникам помещений названных многоквартирных домов за весь период возникновения обязанности.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства нижестоящих инстанций и им дана соответствующая правовая оценка. Переоценка выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, согласно статье 286 АПК РФ, не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 по делу N А49-9462/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества"."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2017 г. N Ф06-20989/17 по делу N А49-9462/2016