г. Казань |
|
01 августа 2017 г. |
Дело N А55-13628/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2016 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-13628/2016
по заявлению администрации городского округа Новокуйбышевск к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, акционерного общества "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания", Самарская область, г. Новокуйбышевск, акционерного общества "Новокуйбышевский Нефтеперерабатывающий Завод", Самарская область, г. Новокуйбышевск, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Новокуйбышевск обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), с учетом уточнения предмета заявленных требований, в котором просит признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области, изложенный в письме от 11.04.2016 исх. N 3910 и обязать ТУ Росимущества в Самарской области в течение месяца после вступления данного решения в законную силу передать в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск Самарской области земельные участки площадью, равной или меньше десяти гектаров, указанные в письме администрации городского округа Новокуйбышевск от 29.03.2016 N 2069 с кадастровыми номерами: 63:04:0202028:72; 63:04:0301025:28; 63:04:0301025:4; 63:04:0301025:32; 63:04:0301025:5; 63:04:0301050:2; 63:04:0203036:10; 63:04:0301025:33; 63:04:0301025:6; 63:04:0401007:38; 63:04:0203036:7; 63:04:0301025:13; 63:04:0301025:34, путем принятия решения, предусмотренного пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивировав несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, письмом от 29.03.2016 N 2069 администрация городского округа Новокуйбышевск обратилась в ТУ Росимущества в Самарской области по вопросу безвозмездной передачи пятидесяти одного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск.
Письмом от 11.04.2016 N 3910 заинтересованное лицо со ссылкой на пункт 4.1.15 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, сообщило администрации о том, что рассмотрение вопросов по передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков площадью, равной или меньше десяти гектаров и принятии в отношении них соответствующих решений возложено на территориальные управления Росимущества. Также заинтересованное лицо предложило заявителю по вопросу передачи земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0201049:001; 63:04:0301025:130; 63:04:0301027:0011; 63:04:0301025:112; 63:04:0301001:30; 63:04:0301025:125; 63:04:0301025:29; 63:04:0301025:126; 63:04:0102003:161; 63:04:0301004:212; 63:04:0301051:5 из федеральной собственности в собственность городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в г. Москва.
От акционерного общества "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания" (далее - АО "ННК") в адрес администрации поступила информация о том, что в числе спорных 33 земельных участков в заявлении указаны также и земельные участки, принадлежащие АО "ННК" на праве собственности (63:04:0301027:36, 63:04:0302001:7, 63:04:0401007:4) и на праве аренды (63:04:0302001:8, 63:04:0401007:5). В связи с этим данные земельные участки не подлежат безвозмездной передаче городскому округу Новокуйбышевск в муниципальную собственность.
Согласно представленным АО "ННК" документам в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:04:0302001:8 принято распоряжение от 21.03.2016 N 88-р о предварительном согласовании предоставления земельного участка в частную собственность. В отношении земельного участка с кадастровым номером 63:04:0401007:5 принято распоряжение от 25.03.2015 N 181-р о предоставлении АО "ННК" в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, во исполнение которого между заинтересованным лицом и АО "ННК" подписан договор купли-продажи земельного участка. Указанные земельные участи также не подлежат передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, в адрес администрации городского округа Новокуйбышевск поступили распоряжения от 20.07.2016 N 321-р и от 16.06.2016 N 267-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности РФ, в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск Самарской области", в соответствии с которыми передаются в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск, согласно приложениям к вышеуказанным распоряжениям 16 земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0000000:1; 63:04:0000000:4; 63:04:0101004:640; 63:04:0201056:0002; 63:04:0202038:3; 63:04:0301025:11; 63:04:0301050:4; 63:04:0301032:3; 63:04:0301050:1; 63:04:0301050:27; 63:04:0301050:5; 63:04:0301056:30; 63:04:0302001:97; 63:04:0301003:37; 63:04:0301050:0002; 63:04:0301024:19.
Считая, что отказ заинтересованного лица, изложенный в письме от 11.04.2016 N 3910, в не передаче 13-ти земельных участков, с кадастровыми номерами: 63:04:0202028:72; 63:04:0301025:28, 63:04:0301025:4; 63:04:0301025:32; 63:04:0301025:5; 63:04:0301050:2; 63:04:0203036:10; 63:04:0301025:33; 63:04:0301025:6; 63:04:0401007:38; 63:04:0203036:7; 63:04:0301025:13; 63:04:0301025:34, находящихся в федеральной собственности, безвозмездно в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 ЗК РФ (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 ЗК РФ).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ГКН. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 ЗК РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 6 статьи 39.31 ЗК РФ).
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Материалами дела подтверждается факт обращения администрации в территориальный орган Росимущества с заявлением о безвозмездной передачи земельных участков с предоставлением всех необходимых для рассмотрения заявления документов, следовательно, процедура обращения с заявлением о передаче земельных участков администрацией соблюдена и оснований для отказа в безвозмездной передаче заявителю земельного участка, не выявлено.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное заинтересованным лицом не доказано.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ ТУ Росимущества в Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся лишь к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции не входит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А55-13628/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
...
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное заинтересованным лицом не доказано."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2017 г. N Ф06-22557/17 по делу N А55-13628/2016