г. Казань |
|
10 августа 2017 г. |
Дело N А55-7556/2016 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества "Трест инженерно-строительных изысканий" - Каназакова А.С. доверенность от 21.03.2017,
в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-7556/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Трест инженерно-строительных изысканий", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к Администрации городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц: Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Центр размещения рекламы", Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет", Научно-проектный центр "АРХИГРАД", Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, о признании незаконным решения и обязании,.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Трест инженерно-строительных изысканий" (далее - ОАО "Трест инженерно-строительных изысканий") обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.12.2015 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Самарской области" по заявлению ОАО "Трест инженерно-строительных изысканий"; и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области выдать заявителю ОАО "Трест инженерно-строительных изысканий" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, согласно заявлению от 16.11.2015 по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 44.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самары просит принятые по делу судебные акты отменить как противоречащие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 ОАО "Трест инженерно-строительных изысканий" обратилось в ГБУ СО "ЦРТ" с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 44.
30 декабря 2015 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в выдаче разрешения.
В качестве основания для отказа, указана информация Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, свидетельствующая, что "размещение данной рекламной конструкции нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Самара, а именно: закрепление к фронтону данной рекламной конструкции (электронный экран) нарушает сложившуюся архитектурную композицию фасада здания, искажая целостность восприятия архитектуры городского округа Самара", в связи с чем, согласно пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" и подпункта 4 пункта 2.10 Регламента является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями частями 1, 5, 7, пунктом 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункта 2.11, Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.05.2015 N 1058, постановления Администрации городского округа Самары от 01.11.2012 N 1414 "Об утверждении Положения о Комиссии по наружной рекламе и информации в городском округе Самара", судебные инстанции сделали вывод, что Министерство документально не обосновало невозможность размещения спорной рекламной конструкции в испрашиваемом месте.
Да, действительно, задачами Комиссии являются рассмотрение вопросов о соответствии установки и эксплуатации рекламных конструкций, установки информационных конструкций в заявленном месте внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа Самара, принятия решения о возможности (невозможности) установки и эксплуатации рекламных конструкций, установки информационных конструкций.
Вместе с тем, как правильно указано судебными инстанциями, данная компетенция комиссии не лишает возможности иных лиц не согласится с выводами комиссии, а также представить доказательства в обоснование своей позиции.
Оспариваемое обществом решение Министерства обоснованно тем, что размещение рекламной конструкции приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Самара.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции назначалась судебная экспертиза.
Ее проведение поручалось Федеральному бюджетному учреждению Самарская лаборатория судебной экспертизы, по результатам которой экспертом сделаны следующие выводы:
- размещение конструкции электронного табло площадью 4,89 кв.м в месте ее установки под козырьком центрального входа в здание по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 44 сложившуюся архитектурную композицию фасада данного здания не нарушает, бегущая строка на электронном табло в период эксплуатации (на период проведения осмотра электронное табло не функционировало) подчеркнет горизонтальную линию козырька и выделит входную зону в здание;
- размещение конструкции электронного табло площадью 4,89 кв.м в месте установки и последующей ее эксплуатации, установленной под козырьком здания по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 44 на внешний архитектурный облик сложившейся окружающей здание ОАО "ТИСИЗ" застройки г.о. Самара не повлияло.
Аналогичные выводы содержатся в заключении ФГБОУ ВО "Самарский государственный архитектурно-строительный университет".
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что Министерство документально не обосновало невозможность размещения спорной рекламной конструкции в испрашиваемом месте, в связи с чем решение от 30.12.2015 N 12/15757 признано незаконным, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании приведенных положений законодательства, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права с учетом представленных доказательств по данному делу.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А55-7556/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями частями 1, 5, 7, пунктом 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункта 2.11, Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.05.2015 N 1058, постановления Администрации городского округа Самары от 01.11.2012 N 1414 "Об утверждении Положения о Комиссии по наружной рекламе и информации в городском округе Самара", судебные инстанции сделали вывод, что Министерство документально не обосновало невозможность размещения спорной рекламной конструкции в испрашиваемом месте."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2017 г. N Ф06-23188/17 по делу N А55-7556/2016
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23188/17
30.05.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22216/17
23.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-929/17
16.12.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7556/16