г. Казань |
|
16 августа 2017 г. |
Дело N А65-27768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Солнцева Р.Р., доверенность от 31.10.2016 N 1712,
ответчика - Ахатова Р.Д., доверенность от 30.12.2016 N 34-0/34610,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г. Казань
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2017 (судья Королева Э.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Демина Е.Г., Туркин К.К.)
по делу N А65-27768/2016
по иску акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", г. Москва (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922) к муниципальному унитарному предприятию города Казани "Водоканал", г. Казань (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666) о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", ответчик) о взыскании 1 031 956 руб. 46 коп. долга за оказанные услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод за период с ноября по 19 декабря 2015 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что в спорном периоде отсутствовали установленные для истца тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод, в связи с чем обязанность ответчика по оплате услуг возникла с 20.12.2015.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" является единственным поставщиком коммунальных ресурсов для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Ранее эксплуатируемые акционерным обществом "Славянка" (далее - АО "Славянка") объекты коммунальной инфраструктуры, эксплуатация которых позволяет обеспечивать бесперебойное теплоснабжение и холодное водоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и прочих потребителей, переданы в пользование истца.
На основании договора о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование от 30.10.2015 N БП/ГУ ЖКХ-ВКХ-7 с 01.11.2015 истец использует сети холодного водоснабжения, расположенные в границах города Казани, которые технологически присоединены к сетям МУП "Водоканал".
Используя сети, принадлежащие истцу, ответчик транспортирует холодную воду и оказывает услуги водоотведения своим потребителям.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), стоимость услуг по транспортировке воды и стоков входит в систему регулируемых тарифов.
До спорного периода услуги в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляло АО "Славянка".
Между ответчиком (организация ВКХ) и истцом (транзитная организация) заключены договор от 01.11.2015 N 16-02-116 по транспортировке холодной воды и договор от 01.11.2015 N 16-02-117 по транспортировке сточных вод, вступившими в силу с 20.12.2015, по условиям которых транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды и осуществлять транспортировку сточных вод.
Организация ВКХ обязуется оплачивать указанные услуги (пункты 1 договоров).
В соответствии с пунктом 8 договора от 01.11.2015 N 16-02-116 по транспортировке холодной воды оплата по договору осуществляется организацией ВКХ по тарифам на транспортировку воды, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на транспортировку холодной воды устанавливается постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27.11.2015 N 10-33/кс, составляет 9,18 руб./куб. м (без НДС) и вступает в силу с 20.12.2015.
В соответствии с пунктом 6 договора от 01.11.2015 N 16-02-117 по транспортировке сточных вод оплата по договору осуществляется организацией ВКХ по тарифам на транспортировку сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на транспортировку сточных вод регулируется постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27.11.2015 N 10-33/кс, вступает в силу с 20.12.2015 и составляет 5,81 руб./куб. м (без НДС), а за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 5,89 руб./куб. м (без НДС).
В период с 01.11.2015 по 19.12.2015 ответчик в отсутствие договора пользовался услугами истца по транспортировке холодной воды и сточных вод.
Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг составила 1 061 089 руб. 87 коп. Расчет произведен истцом на основе договорного объема услуг, согласованного сторонами в договоре от 01.11.2015 N 16-02-116 по транспортировке холодной воды и договоре от 01.11.2015 N 16-02-117 по транспортировке сточных вод.
На оплату оказанных услуг истец выставил ответчику счета на оплату.
Однако оплата оказанных услуг ответчиком не произведена со ссылкой на отсутствие у истца в спорном периоде тарифов на регулируемые виды деятельности.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 07.10.2016 N 01-05/1808 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правоотношения сторон по транспортировке холодной воды и сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
На основании части 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 16 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.
Согласно частям 1, 3 статьи 17 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод. При этом отсутствие заключенного сторонами договора на транспортировку холодной воды и сточных вод не освобождает ответчика от оплаты оказанных ему истцом услуг.
Согласно пункту 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из разъяснений, данных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
С учетом изложенного правомерен вывод судов, что между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по оказанию услуг, связанных с транспортировкой холодной воды и сточных вод, и данные отношения регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, исходя из существа регулируемых названными нормами обязательств, отказ заказчика от оплаты оказанных ему исполнителем услуг при условии их надлежащего исполнения не допускается.
Согласно представленному истцом расчету, не оспоренному ответчиком, стоимость оказанных в спорном периоде услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод составила 1 031 956 руб. 46 коп.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частями 2, 26 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а транспортировкой воды (сточных вод) является перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
В силу части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Часть 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что в сфере водоотведения регулированию подлежат тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Аналогичная норма содержится и в подпункте "в" пункта 4 Основ ценообразования.
Как указано в части 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Исходя из специфики отношений по водоотведению, обуславливающей специальный характер регулирующих эти отношения норм права, владелец водопроводных и (или) канализационных сетей, не имеющий тарифа на транспортировку холодной воды и стоков по таким сетям и не предпринимавший попытки к его установлению, не вправе препятствовать перетоку по его сетям холодной воды и сточных вод присоединенных к ним абонентов под предлогом необходимости оплаты такой услуги. Подобный запрет направлен на стимулирование владельца сетей к установлению надлежащего тарифа и включению в централизованную схему водоотведения на территории соответствующего публично-правового образования. Иное позволяло бы обходить императивные требования тарифного законодательства и представляло бы запрещенное извлечение преимуществ из незаконного и недобросовестного поведения участниками гражданских правоотношений (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Вместе с тем добросовестный владелец сетей, предпринимавший попытки для установления надлежащего тарифа, не получивший результата помимо его воли, не может быть поставлен в те же условия, так как в противном случае нивелируется смысл добросовестного осуществления гражданских прав и утрачивается стимулирование субъектов хозяйственного оборота именно к такой их реализации, являющейся одним из основных начал гражданского законодательства (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Подобный правовой подход нашел отражение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 N ВАС-10798/11.
В связи с этим возражения ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате в спорном периоде услуг истца по причине отсутствия установленных для последнего тарифов на транспортировку холодной воды и сточных вод правомерно отклонены судами.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 10.12.2014 N 10-44/кс для АО "Славянка" установлен тариф: за услуги транспортировки холодной воды - 9,18 руб./куб. м, за услуги транспортировки сточных вод - 5,81 руб./куб. м.
Аналогичный тариф был утвержден истцу постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27.11.2015 N 10-33/КС.
Учитывая дату заключения договора от 30.10.2015 N БП/ГУ ЖКХ-ВКХ-7 о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства во временное безвозмездное пользование истцу, объективная возможность установления тарифа в более ранний срок отсутствовала.
Как правильно указано судами, отсутствие надлежащего тарифа в спорном периоде не связано с действиями истца, не зависело от них, поэтому его права и интересы, обусловленные необходимостью компенсации понесенных расходов на содержание эксплуатируемых сетей, подлежат защите.
Соответствующие расходы подлежат взысканию с ответчика как с лица, потребившего услугу истца.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции на основании статей 309, 310, 779, 781 ГК РФ правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность этих выводов, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 по делу N А65-27768/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Н. Махмутова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из специфики отношений по водоотведению, обуславливающей специальный характер регулирующих эти отношения норм права, владелец водопроводных и (или) канализационных сетей, не имеющий тарифа на транспортировку холодной воды и стоков по таким сетям и не предпринимавший попытки к его установлению, не вправе препятствовать перетоку по его сетям холодной воды и сточных вод присоединенных к ним абонентов под предлогом необходимости оплаты такой услуги. Подобный запрет направлен на стимулирование владельца сетей к установлению надлежащего тарифа и включению в централизованную схему водоотведения на территории соответствующего публично-правового образования. Иное позволяло бы обходить императивные требования тарифного законодательства и представляло бы запрещенное извлечение преимуществ из незаконного и недобросовестного поведения участниками гражданских правоотношений (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Вместе с тем добросовестный владелец сетей, предпринимавший попытки для установления надлежащего тарифа, не получивший результата помимо его воли, не может быть поставлен в те же условия, так как в противном случае нивелируется смысл добросовестного осуществления гражданских прав и утрачивается стимулирование субъектов хозяйственного оборота именно к такой их реализации, являющейся одним из основных начал гражданского законодательства (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).
Подобный правовой подход нашел отражение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 N ВАС-10798/11.
...
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции на основании статей 309, 310, 779, 781 ГК РФ правомерно удовлетворил исковые требования."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2017 г. N Ф06-23897/17 по делу N А65-27768/2016